Фото: Сергей Карпов / ИТАР-ТАСС

Мэр Москвы Сергей Собянин пообещал обратиться к президенту Владимиру Путину с прошением об отставке, чтобы иметь возможность принять участие в выборах столичного градоначальника. Досрочные выборы мэра Москвы могут пройти уже в сентябре, и ряд политиков уже заявили о своем желании участвовать в них, другие пока думают. Эксперты и политики рассуждают, зачем Собянину нужен был этот шаг, будут ли сентябрьские выборы честными, что делать оппозиции и власти в оставшиеся месяцы.

Алена Попова,
волонтер, предприниматель Я приняла решение участвовать в выборах мэра Москвы, но комментировать это решение буду через неделю, когда станет известна расстановка сил. История с уходом Собянина была предусмотрена правильно, а разыграна не очень удачно: они хотели сделать все красиво, но кто-то заранее слил информацию. Если бы ее запустили иначе, она сыграла бы Собянину в абсолютный плюс. Думаю, изначально был такой сценарий: Путин приедет с саммита «Россия – ЕС», встретится с Собяниным, и Собянин скорее сообщит ему, что уходит в отставку. Сейчас Собянин становится и.о. мэра, соответственно, принимает участие в выборах. Самым ближайшим его конкурентом считается Прохоров, а у Прохорова может не хватить времени избавиться от зарубежных счетов. Об оппозиционности Михаила Дмитриевича мы можем судить по президентским выборам. Понятно, что кандидатам, у которых нет административной поддержки и больших финансовых ресурсов, будет сложно пройти через муниципальный фильтр. Но в любом случае эти выборы интересны со всех сторон, даже если они без выбора. Я не верю, что будет один общий альтернативный кандидат, поэтому важно выбрать правильную тактику взаимодействия для всех оппозиционных сил. Добиваться второго тура, безусловно, надо. Процент Собянина будет зависеть от многих вещей, сейчас его рейтинг 50–54 процента, но не уверена, что он наберет такое же количество. Во-первых, у него нет голосов интернет-аудитории, во-вторых, нет выполненных обещаний. Первое, что он пообещал, – Москву без пробок, и он это не выполнил. Он обещал безбарьерный город, но всю зиму были большие проблемы с гололедицей, люди ломали руки. Хозяйственная составляющая будет очень важна. Я считаю, во власти нет совсем глупых людей, чтобы повторять одну и ту же ошибку из раза в раз, так что выборы должны пройти относительно честно. Оппозицию будут представлять неадекватными, нигде не работающими, ничего не предлагающими людьми, и нам надо брать реальными делами. Если Собянин, как Шахов в Химках, начнет делать реверансы всем общественным объединениям, обещая им реальные дела, никто из оппозиции не сможет сделать то же самое, потому что нет административного ресурса. Вот я сейчас еду на машине – вокруг меня электорат. Им эфемерные лозунги совершенно не нужны, как и мне, когда я стою в пробке.

Геннадий Гудков,
экс-депутат Госдумы, кандидат в губернаторы Подмосковья Этот расчет, конечно, был изобретен мэрией совместно с Кремлем и согласован в деталях. Мэр Москвы – де-факто третья должность в России, и схема удержания власти в Москве у них отработана до деталей. Это сделано специально, чтобы получить конкурентное преимущество на старте. Собянин понимает, что в 2014–2015 году с такой политикой действующей власти ему не победить. И единственным выходом стало объявить досрочные выборы. Истекают сроки, когда Мосгордума может принять решение о досрочных выборах: сейчас карманных депутатов попросят в спешном порядке проголосовать за выборы, о которых еще вчера они не подозревали. Задача власти не дать оппозиции провести полноценную кампанию. Во-первых, они скоропалительно объявлены. Мы понимаем, что июль – август в Москве – мертвый сезон. Во-вторых, «Единая Россия» навязала нам голосование в сентябре, когда люди приезжают из отпусков, отправляют детей в школу, отдыхают на дачах, и им не до этого. В-третьих, у Собянина гигантское преимущество за счет административного фактора. Если дальше так будет продолжаться, нужно призывать к бойкоту. Выборы в Москве и Подмосковье превращают в игру краплеными картами. Мне известно, что в Подмосковье администрация делает все, чтоб выборы были формальностью: работают на понижение явки, готовятся исключать наиболее конкурентоспособных кандидатов. Я думаю, в Москве будет похожая ситуация. Тем не менее кандидаты от оппозиции будут выдвинуты – Алексей Навальный и Сергей Митрохин. Я буду удовлетворен, если выдвинется Михаил Прохоров – это будет проверка на его реальную оппозиционность. Задача оппозиции – добиться второго тура и в Москве, и в Подмосковье. При нормальной избирательной кампании Собянин вряд ли наберет в первом туре более 42–43 процентов. Своим сегодняшним решением он снизил свою электоральную поддержку. Если выборы будут сфальсифицированы, неизбежно обострение политической ситуации в Москве. Они боятся новой волны протестов, но еще больше они боятся потерять власть – тут у них выбор между «плохо» и «очень плохо».

Михаил Вельмакин,
муниципальный депутат района Отрадное Я думаю, что причина одна – опасность исходит от команды Прохорова, а это бывшие люди Лужкова, которые хотели бы взять реванш за Юрия Михайловича. У многих из них остался административный ресурс в районах и других структурах, которые могут повлиять на исход выборов. Прохоров, насколько мне известно, в последнее время активно встречается с членами комиссий, заручается поддержкой независимых структур. Кроме того, недавно прошли встречи Собянина с муниципальными депутатами, и теперь мы понимаем, зачем это было, – чтобы продемонстрировать единение с муниципальной властью. И премирование муниципальных депутатов тоже отсюда. Я не думаю, что вопрос о выборах мэра решался в администрации города Москва – это все-таки особый регион. Уверен, что и Центризбирком был в курсе. Я не думаю, что будет выдвигаться серьезная оппозиция вроде Навального. Будет кандидат от КПРФ – наверное, Клычков, и кто-то от «Яблока», скорее всего, Митрохин. Радикальных оппозиционеров до этих выборов не допустят. Если кто-то из муниципалов и решится на такой безумный шаг, то только ради самопиара. Я еще маленький для этого. (Смеется.) Прохорова я не могу считать оппозиционным кандидатом по двум причинам: его действия как спойлера – первое, и команда Лужкова – второе. Это люди, близкие к строительному бизнесу, которые ненавидят оппозицию, они принимали Генплан, лоббировали огромное количество объектов, с которыми мы боролись. Они оппозиционны по отношению к Собянину, но не к действующей системе. Я уверен, что будут нарушения, но сложно сказать, откуда они будут идти, ведь люди Лужкова тоже присутствуют в избиркомах. Таких масштабных фальсификаций, того дурдома, который был на выборах в ГД, не будет. И я не думаю, что будут серьезные волнения на почве этих выборов, – власть это тоже понимает. Если бы выборы были завтра, Собянин победил бы с колоссальным отрывом, особенно после недавнего заявления насчет мигрантов – это был очень грамотный и вовремя сделанный шаг. В ближайшее время Собянин будет играть на теме миграции, и она даст ему большой процент. Никуда не денется урбанистика – лавочки, Wi-Fi, велодорожки. Будет подниматься тема строительства метро, крупных магистралей, тема общественного транспорта.

Андрей Клычков,
глава фракции КПРФ в Мосгордуме: Курс Собянина несостоятелен, поэтому выборы так и назначаются. Мы находимся в Москве, на которую ориентируется вся страна, где политический разброс и шатания вряд ли можно допускать. Это не отменяет для нас шанса побороться. У нас нет желания кидаться фамилиями – есть целый ряд людей, которые претендуют на роль кандидата от КПРФ, но решение будет принято президиумом и озвучено на конференции. Моя фамилия – одна из возможных. Наверное, до конца этой недели станет известно. Муниципальный фильтр никто не отменял, поэтому для многих, кто заявил, что собирается участвовать в выборах мэра, это будет проблематично. Мы постараемся максимально мобилизовать свой актив. Что касается несистемной оппозиции, вопрос в их организационных возможностях и в программе, с которой они идут. Как можно говорить о честности выборов, когда я ни разу не видел реальных дебатов, когда автобусы ездят по избирательным участкам? Но будем надеяться, что эти выборы пройдут честно. В ближайшие дни мэрия будет отходить от шока, а потом, видимо, займется подготовкой к выборам.

Константин Калачев,
глава Политической экспертной группы Собянина уговаривали давно, достаточно посмотреть комментарии близких Кремлю аналитиков Бадовского и Орлова… Это решение – фатальная ошибка системы. Какой сигнал подается? В 2014 и 2015 годах москвичам ничего хорошего ждать не приходиться. Можно даже придумать слоган для кампании: кризис неминуем, и подпись Собянина. Тактика возобладала над стратегией. Желание безболезненно избираться приведет не столько к повышению легитимности, тут явка должна быть приличествующей событию, а к тому, что настроения, которые, казалось бы, угасли после Болотной, возобновятся с новой силой, и после выборов можно ожидать новых протестов. С Прохоровым, видимо, они договорятся. Ему победа не нужна, а нужна засветка и раскрутка. Что касается Навального или кого-то еще, боюсь, что не зарегистрируют. Но прежде всего на этих выборах Собянину предстоит бороться с самим собой и москвичами. Люди уже спрашивают: а зачем это все надо? И нет никакого внятного ответа, кроме того, что через два года он боится не избраться.

Борис Кагарлицкий,
директор Институт проблем глобализации: Это очень большая ошибка власти и Собянина. Они исходят из предположения, что осенью надо провести выборы, пока не возникла реальная оппозиция, которая могла бы что-то сделать. Но не очевидно, что в сентябре будет благоприятная обстановка в городе, а в процессе они многих людей разозлят, произойдет реполитизация Москвы. Я бы на их месте, пока на Болотной площади все успокоилось, сидел бы сейчас тихо. Есть много разных причин, но бывает, что люди просто делают ошибки. Они составили неправильный политический календарь, и им это отыграется. Люди всегда делают ошибки, но дело в том, что некоторые из них оказываются роковыми. Станет ли эта ошибка роковой, будет зависеть от внутренней борьбы в верхах, экономических обстоятельств, от того, какие другие ошибки они совершат. Как не играй, тут все плохо, если выборы окажутся зарегулированными, то это может поднять волну протестов «За честные выборы». Если будут честные выборы, то ситуация может переломиться в одну неделю, достаточно кому-либо из бывшей команды договориться с оппозицией. Наш любимый Юрий Михайлович может всплыть неожиданно. Решит просто из вредности поддержать кого-либо из технических кандидатов, и этот Вася Иванов может стать сразу реальным кандидатом.