Людмила Янукович
Журналисты популярных на Украине СМИ не очень любят Путина. Не только потому, что любить власть – это профессиональное извращение, но и просто потому, что это Путин. Но его недавний поступок тут оценили. Для тех, кто не в курсе: 6 июня на Украине отмечали день журналиста. И новость о разводе Путина в такой день – это лучше тортов с логотипами компаний, именных ручек и советов экспертов по хранению и транспортировке продуктов (в этом году чтобы подарок точно не посчитали ценным и приняли, поздравляли и так). О разводе можно написать заметку, которую прочитают десятки тысяч, снять сюжет и главное – еще раз задаться вечно актуальным вопросом: когда разведется Янукович? Ведь, по большому счету, это он должен был оказаться на месте Путина. Это над ним из-за жены много лет назад смеялось полстраны, с ней он давно не живет и прячет от всех в Донецке. Так почему не он?
То, что Украине с первыми леди в общем везло, стало понятно в 2010 году, когда на президентских выборах победил Янукович. Самая первая первая леди – жена Леонида Кравчука – на публике появлялась мало. Но не потому, что Кравчук ее стеснялся и прятал. Она была кандидатом экономических наук, преподавала в главном вузе страны, Киевском национальном университете имени Шевченко, и не была готова бросить работу ради представительских функций. Тем более в первые годы независимости у Кравчука были проблемы посерьезнее, чем думать, удобно ли летать на официальные встречи одному.
Жена Кучмы Людмила, наоборот, часто сопровождала мужа и чем-то напоминала Раису Горбачеву. Она не так хорошо одевалась и не много говорила, но при взгляде на нее возникало ощущение, что после окончания официальной встречи, в самолете, по дороге домой, она могла сказать Кучме что-то вроде: «Леня, ты сегодня перегнул». Могла добиться, чтобы к мужу в кабинет попали те, кто искал встречи через нее, а таких было много. Она активно занималась благотворительностью, поддерживала паралимпийцев, была послом ЮНЕСКО.
К жене Ющенко относились по-разному. В 2004-м многим хотелось перемен, и Катря, как ее называли, полностью соответствовала образу первой леди нового образца. С одной стороны, опыт работы в Белом доме, конгрессе и минфине США, родной английский, наряды от известных украинских дизайнеров и, что немаловажно, трое детей. Значит, не карьеристка, а женщина «все в одном». С другой – Чумаченко родилась в США, и от этого ее не спасали ни вышиванки, ни любовь к украинской культуре. Но главное – рядом с ней и Ющенко на Майдане стояла настоящая первая леди Украины, Юлия Тимошенко, которой жена будущего президента безнадежно проигрывала. Не тот масштаб.
О жене Януковича многие тоже узнали на Майдане. Так, как она, о революции не говорили даже дикторы «Первого канала». «Наколотые апельсины», «лубяные глаза», «оранжевый шабаш», «американские валенки» (видео целиком можно посмотреть здесь). Она сбивалась, прыгала с темы на тему, рассказывала детали семейной жизни и искренне хотела помочь мужу. Но уже во время выступления было понятно, что, будь рядом с ней Янукович, он бы стащил ее со сцены и сказал примерно то же, что один из героев «Мама, не горюй»: на кой ее вообще из гаража выпускают? За пару минут Люся (так с тех пор называют Людмилу Янукович) рассказала о тогда еще кандидате в президенты Януковиче больше, чем он сам о себе за несколько лет.
Норковый берет, каракулевая шуба, бессвязная речь, глупые истории об апельсинах, которые дают осложнение в виде менингита... С этим человеком Янукович к тому времени прожил почти 35 лет. То есть из всех знакомых женщин он выбрал ее. С ней он завел и воспитал детей, о чем-то говорил все эти годы. Иными словами, вырвавшаяся на сцену Людмила – это сам Янукович. Возможно, образца трех-четырехлетней давности, но в общих чертах – он.
Нельзя сказать, что к тому времени не было понятно, каков он – главный регионал. Понятно было, поэтому и случился Майдан. За месяц до выступления жены он сам назвал избирателей Ющенко «козлами, которые нам мешают жить». Но жена подействовала магически. Одно дело – озверевший чиновник, которого подставили бывшие союзники и не пускают к власти, другое – женщина, которая всерьез рассказывает о том, что в центре Киева народ кормят галлюциногенами.
Хотя, как говорит одна моя знакомая журналистка, чего пристали к женщине? Какой она может быть? До свадьбы Людмила Настенко работала в проектно-сметном бюро при Енакиевском метзаводе. С будущим мужем познакомилась, когда ей на ногу упал кирпич, который она же и грузила. Какой уж там английский и кандидатская... В общем, таких, как Люся, на Донбассе, а значит, и на Украине, много. Но мысль, что, стань Янукович президентом, об этом узнает весь мир, в 2004-м здорово пугала. Уж лучше условно своя Катря Ющенко.
Почти за десять лет, которые прошли с Майдана, о Людмиле Янукович мало кто слышал. Забавно, что большинство заметок о ней связаны либо с посещениями ею театров и церквей (это официальные заявления), либо с тем, что жену президента видели в супермаркете, куда она лично (естественно, с охраной) ходит за покупками (это свидетельства очевидцев).
Янукович сразу после президентских выборов признался, что жена останется жить в Донецке и не будет сопровождать его во время международных визитов. Но это не помогло. Единственное публичное выступление Люси давно разлетелось на цитаты. Ее навсегда запомнят такой, и шанса изменить это мнение Янукович не даст. Слишком дорого ему обошелся нынешний образ. Его долго учили не ругаться и не обзывать электорат (пусть и чужой), скрывать эмоции, говорить на украинском без грубых ошибок и так далее. Имидж почти европейского политика дался ему сложно, поэтому рисковать им Янукович не станет. Хватит того, что младший сын однажды уже показал прорехи в своем воспитании.
Остается вопрос: зачем Януковичу жена? Все и так знают, что живут они порознь. За границу он давно летает один. Дети выросли и лучше других понимают, что означает этот брак. Если раньше президент просто боялся идти в этом деле против традиций, то теперь дали зеленый свет. В конце концов, украинские политики во многом (чаще в плохом) подражают России, почему бы и сейчас так не сделать? Януковича даже не будут осуждать. Все давно понятно. Остается просто оформить бумаги и дать жене вольную.
Конечно, есть риски. После развода Людмила Янукович может заговорить, но это вряд ли. Скорее всего, ей еще в 2004-м доходчиво объяснили, что публичные речи – не ее конек. Повторить путинский трюк тоже не получится. Если Януковича с женой где-то «внезапно» подкараулят репортеры, то не исключено, что она выдаст новый перл. А даже если нет, в ее словах найдут к чему придраться. Но ведь есть выход проще – дать новость в виде пресс-релиза. Путину такой оскорбительно примитивный вариант не подошел, но если вспомнить картинку из Кремля после балета, то пресс-релиз будет выглядеть куда менее абсурдно.
С другой стороны, жена Януковичу уже ничем не угрожает и точно ничего не требует – ни имущества, ни отчета, ни даже, наверное, развода. Вряд ли она планирует устроить личную жизнь и отвлечься ради нее от воспитания внуков. Тогда зачем Януковичу разводиться? Это раньше над ним смеялись из-за неудачного спича жены, а теперь все знают о его тяге к роскоши, хрусталю и позолоте, помнят, как он путал Анну Ахматову со своим другом Ринатом Ахметовым, Косово – с Черногорией, Южную Осетию – с Северной и так далее, вплоть до венка. Чего уж теперь стесняться жены? Людмила Янукович – то немногое искреннее, что эта фамилия явила миру. Спасибо, было время – поняли.