Моей бабушке больше 80 лет. Ей всегда интересно, как дела у детей, внуков, правнука, бывших учеников и старых знакомых, важно знать все новости и быть в курсе событий. Да, раньше все мы часто приходили к ней в гости. Но со временем кто-то переехал, у кого-то много работы, появились семьи, и часто навещать бабушку, чтобы поделиться с ней всеми новостями, стало трудно. Она отказалась мириться с таким положением дел и стала активным пользователем интернета. Это нередкая история. Наши пожилые родственники в какой-то момент понимают, что единственный способ оставаться в курсе жизни детей, внуков и правнуков, разъехавшихся по миру или просто очень занятых, – это приобщиться к технологиям. Разумеется, им это дается непросто, ведь с возрастом осваивать новые явления и системы становится сложнее, чему есть и неврологические и психологические причины.
Возможна ли сеть для пожилых?
Бабушки и дедушки не хотят в цифровой дом престарелых, они хотят быть там же, где их дети и внуки, а значит, им приходится осваивать «Одноклассники», «ВКонтакте», Facebook и Twitter. |
Сам факт интуитивности того или иного интерфейса субъективен. Для молодых людей, «родившихся с компьютером», или для опытных пользователей, прошедших с индустрией весь путь от первых GUI-систем до Mountain Lion, на освоение новых программ и сайтов уходит очень мало времени, ведь новые решения логично следуют общей парадигме устройства программ и онлайн-сервисов. У пожилых людей этой парадигмы нет.
Простой пример: мы привыкли к тому, что электронные сервисы используют метафоры. «Рабочий стол», «папки», «окна» – когда-то они были действительно похожи на свои прообразы из реального мира, но сейчас работают абсолютно не так, как можно ожидать, если смотреть только на название.
Мы по-прежнему пытаемся уподобить новые сервисы объектам из «старого», реального мира: YouTube – это как бы новый телевизор, Instagram – как бы новый «полароид», Yelp – вроде «желтых страниц», Twitter, Foursquare, Path... всё, аналогии кончились. |
Помимо этого, нам очевидна, например, вложенность компьютерных систем – мы можем не разбираться в деталях, но понимаем, что запускаем операционную систему на компьютере, программу-браузер в операционной системе, открываем сайт-поисковик в этом браузере с помощью адресной строки и в соответствующее поле на странице поисковика вводим некий запрос.
Пожилой человек вводит запрос «в компьютер». Он может верно ответить на вопрос, чем он ищет, – «Яндексом», но, по сути, не видит разницы между всеми уровнями этой системы, так же как абзацем выше я проигнорировал кучу уровней между «железом» и операционной системой, понятных любому компьютерщику.
Но чем дальше, тем реальная сложность систем будет выше, и тем сложнее будет ее понимание обычному юзеру. То есть нынешние непродвинутые пользователи из старшего поколения показывают нам, как мы сами будем воспринимать технологии по мере их развития. Грань между разными слоями уже стирается: возьмите компьютеры на ChromeOS или телефоны с Facebook Home. Где там что, уже совсем неясно. Ясно главное – этот компьютер или телефон может решить вашу задачу, то есть, например, найти нужную информацию.
Закрытость надежней открытости
Здесь уместно задуматься о том, не окажется ли через 15–20 лет каждый, кто не может сам программировать или хотя бы не умеет работать с консольными командами, в том же положении, в котором сейчас находятся пенсионеры. |
Больше доверия
И этот тренд тоже можно видеть спускающимся к широкой, молодой аудитории: привычка доверять соцсетям, невнимательность к тому, опубликован ли цитируемый текст на Lenta.ru или на сайте «Экспресс-газеты». Огромный поток постов приводит к тому, что люди, в разумности которых вы уверены, публикуют перепост новости о том, что Онищенко запретил котов в России, не задумываясь ни на секунду.
«Свой» интернет
Лично я никогда не наблюдал более эгоцентричного пользователя сети, чем бабушка: она подсознательно уверена, что вся информация, попадающая на экран ее собственного компьютера, адресована лично ей. |
И дело не в том, что бабушка не совсем понимает, как устроен Твиттер. Она привыкла, что все сервисы для нее персонализированы – лента новостей «ВКонтакте», «Одноклассников» и Фейсбука, главная страница «Яндекса», стартовая страница браузера с ее любимыми сайтами, сайт «Эха Москвы» (он не персонализирован технически, просто бабушка – его 100%-ная ЦА, и ей интересно все, что там пишут). Для нее наличие «чужого» интернета с неправильными мнениями – большой удар.
Предположу, что это тоже тенденция, которая будет распространяться на все большее число пользователей: алгоритмы персонализации улучшаются, читать и смотреть только то, что подходит тебе, гораздо быстрее и удобнее, чем фильтровать тонны контента в поисках интересного. Но вместе с этим пользователь теряет возможность найти нечто принципиально новое, познакомиться с людьми не из своего круга, узнать мнение, не разделяемое его друзьями, окунуться в область, к которой он никогда не имел отношения.
Описанные характеристики поведения пожилых людей, которые уже скоро станут, возможно, не маргинальными, а, наоборот, типичными для среднего пользователя сети, могут напугать. Да, большинство всегда и во все времена готово променять свободу исследования на удобство. Те ограничения, которые на себя накладывают пенсионеры в интернете просто потому, что не умеют пользоваться сетью иначе, младшие поколения могут выбрать сознательно, чтобы облегчить свой быт. И то, что сейчас создается как «безопасный браузер» для пожилых (или для детей), может в итоге просто заменить для большинства небезопасный и сложный браузер без ограничений.
.
Автор выражает благодарность Зинаиде Борисовне Кричевской, а также Яну Шульману, Ксении Шагал, Зарине Бахаевой и Рае Бурштейн за помощь в сборе материала для написания этой статьи