За грозным фасадом Общероссийского народного фронта нет ничего: фронт не может быть ни социальным лифтом для молодежи и новых политиков, ни всенародным советником Кремля, ни грозным контролером за деятельностью чиновников. Если федеральные власти нуждаются в новой опоре – реальной, а не мнимой, ни к чему изобретать велосипед. Достаточно вдохнуть жизнь в местное самоуправление, которое двадцать лет находится в коме. МСУ – это и социальные лифты, и законный контроль над госчиновниками, и прямое народовластие. Это лучше любого фронта, даже сто крат всенародного. 

В принципе, и самоуправление, и тот же Народный фронт – это попытка ответа на извечный вопрос: кто лучше справляется с управлением городом, районом, поселком – профессиональные чиновники или народные избранники? Те, кто несменяем десятилетиями, или тот, кто регулярно проходит через горнила предвыборных кампаний и для которого vox populi и впрямь – vox dei (глас народа – глас божий)? Ответ прост: необходим баланс между государственными органами власти и местным самоуправлением. 

В Москве при Юрии Лужкове ставку сделали на ограничение полномочий МСУ: всю власть на местах передали управам, искусственно созданным дублерам. При этом самому Юрию Михайловичу чудесным образом удалось стать олицетворением всего местного самоуправления в городе. Именно так! В особенности когда выборы мэра Первопрестольной были всенародными. 

Однако весь мировой опыт показывает: ни в одном мегаполисе власть не может иметь только одну точку опоры. Вертикаль власти – штука шаткая. Отсюда огромные риски при принятии важных решений – будь это смена градоначальника или принятие градостроительного плана. По этой причине во многих крупнейших мегаполисах мира МСУ – это не декорации, а реальные центры власти. 

К примеру, Лондон разбит на 32 городища, которыми управляют городские советы, и Сити во главе с мэром. Наряду с этим с начала нулевых всенародно избираются мэр Большого Лондона (это как мэр Москвы) и 25 депутатов городской ассамблеи (в какой-то мере аналог Мосгордумы). За каждым органом власти закреплены конкретные полномочия, налоговые отчисления и т.п. В связи с этим переизбрание мэра Большого Лондона дело довольно обыденное. Там никому не придет в голову переносить дату выборов градоначальника, чтобы смешать карты потенциальному конкуренту. 

У нас же, как показывают события конца мая, кресло мэра Москвы – стратегический пост. Из-за чего борьба за него напоминает сводки с фронтов, а разыгрываемые на Тверской, 13 комбинации сравнимы со стратагемами великого Сунь Цзы и его «Искусством войны».

Кто бы ни стал новым градоначальником Первопрестольной, он неизбежно останется «хромой уткой», если не передаст значительные полномочия органам местного самоуправления: городским собраниям и главам муниципалитетов. Вдобавок МСУ – это и хорошая школа для молодых политиков, лифты для депутатов, чиновников, поддержка и развитие инициативы на местах. Может быть, это не будет так брутально, как «общенародный фронт», зато по делу.