Фото ИТАР-ТАСС/Trend

Проверка речи – новый формат Slon. Мы проверяем факты, озвученные в публичных выступлениях политиков, бизнесменов, известных людей, и находим в них ошибки и неточности. Если вы обнаружили ошибки, оставляйте комментарии к этому тексту.

Владимир Путин нечасто ошибается по-крупному. Чаще ему свойственны преувеличения и передергивания. В его выступлении на Петербургском экономическом форуме мы смогли найти несколько довольно странных неточностей.

1.

Ценой значительных усилий, благодаря ответственной финансовой политике нам удалось добиться существенного снижения инфляции. Были годы – и вы об этом хорошо знаете, – когда у нас инфляция захлестывала за 30 процентов.

Судя по обозначенной цифре 30%, Владимир Путин имеет в виду только годы, когда он был премьером и президентом, то есть период начиная с 1999 года, иначе его слова выглядели бы странно, учитывая, что в первые постсоветские годы инфляция исчислялась сотнями процентов. Но тогда уместнее говорить об одном годе, поскольку под путинское определение подпадает лишь 1999 год, когда инфляция составила 36,5%. В период всех 14 путинских лет лишь в течение шести лет показатель инфляции был ниже, чем в 1997 году (11%). 

2.

Мы намерены ‹...› кардинально модернизировать Транссибирскую магистраль, расширить ее пропускную способность. Отмечу, что Транссиб – одна из самых длинных железных дорог в мире: почти 10 тысяч километров.

При этих словах воображению слушателей должны явиться картины, как на протяжении всех десяти тысяч километров Транссиба проводятся масштабные работы по модернизации путей, однако это всего лишь расстояние от Москвы до Владивостока по железной дороге. Предлагаемая модернизация затрагивает лишь дальневосточный участок Тайшет – Владивосток (это примерно 4800 км) и касается не только Транссиба, но и БАМа.

3.

Прямой железнодорожный путь через Евразию станет ключевой артерией между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Эта амбициозная цель попросту нереальна. Объем морских контейнерных перевозок (не беря в расчет навалочных, наливных и прочих грузов) между Азией и Европой составляет примерно 900 млн тонн брутто. Даже если учесть, что часть этого грузооборота приходится на страны Западной и Южной Азии, не входящие в АТР, то чтобы российские железные дороги стали ключевым транзитным звеном по маршруту Азия – Европа, их пропускная способность по этому маршруту должна составить как минимум 300 млн тонн. В 2012 году пропускная способность Транссиба составила 120 млн тонн, БАМа – 16 млн тонн, то есть нужно учетверить грузооборот этих магистралей, что выглядит фантастикой. 

4.

Еще один важный проект, который обеспечивает выход России на рынок АТР, – строительство железнодорожного моста через Амур. Соответствующее соглашение на полях форума было подписано также с нашими китайскими друзьями. Отмечу, что проектная мощность моста на первом этапе превысит 5 миллионов тонн груза ежегодно, впоследствии будет увеличена до 20 миллионов тонн.

Выход России на рынок АТР в широком смысле уже обеспечивают тихоокеанские порты, и даже если Путин имеет в виду выход в Китай, то подобная оценка роли этого проекта преувеличена. Железнодорожное сообщение России с Китаем существует уже давно, причем имеются три пункта стыковки железнодорожных сетей России и Китая: Забайкальск – Маньчжурия (грузооборот за 2012 год – 28,1 млн тонн), Гродеково – Суйфэньхэ (8,14 млн тонн, причем мощности далеко не исчерпаны) и бездействующий Махалино (Камышовая) – Хуньчунь. Не говоря уже о том, что российскими компаниями широко используются транзитные перевозки через Монголию и Казахстан.

5.

За минувший год мы серьезно улучшили налоговое администрирование. По качеству налогового администрирования Россия сделала серьезный шаг вперед, поднялась в мировом рейтинге сразу на 30 пунктов: с 94-го на 64-е место. Мы обогнали многих старожилов ОЭСР по этому показателю.

Тут смешиваются несколько разные понятия: «налоговое администрирование» и «налогообложение». В рейтинге Всемирного банка, на который ссылается Путин, фигурирует показатель «налогообложение» (Paying Taxes), при расчете которого учитываются налоги и обязательные отчисления, которые предприятие средних размеров должно уплатить в соответствующем году, а также административное бремя, связанное с уплатой налогов и производством отчислений. «Налоговое администрирование» – все же более узкий термин, который характеризует деятельность уполномоченных органов управления в части контроля за соблюдением налогового законодательства. Учитывая, что в странах – старожилах ОЭСР, уровень налоговой нагрузки выше, высокое место России в рейтинге все же больше обусловлено сравнительно низким номинальным налоговым бременем. Качество работы госорганов все нагляднее оценивает показатель «защита инвесторов», и в этом вопросе Россия ухудшила свои позиции, переместившись за год с 114-го на 117-е место.

6.

Мы не делим тех, кто создает в России производство и рабочие места, на отечественных и иностранных предпринимателей, на своих и чужих.

Эти слова должны, вероятно, пролить бальзам на раны слушателей из числа иностранных предпринимателей. Правда, однако, не так для них приятна. В России действует Федеральный закон № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», ограничивающий возможность иностранных инвестиций в ряде сфер бизнеса, таких как, например, шифрование, деятельность по обеспечению авиационной безопасности, рыболовство, геология, недропользование, теле- и радиовещание. Да и, помимо прописанных в законе ограничений, действуют негласные запреты, как, например, в случае с неудавшейся покупкой Google российской системы контекстной рекламы «Бегун».