Представьте себе картину. Я решил посадить картошку на личном участке, но все сделал не так. Не перекапывал землю, чтобы утопить в ней посадочный материал, не окучивал кусты. Нет, ничего подобного: я просто положил картофелины на землю и накрыл их соломой. Прочитал о таком методе в интернете, дай, думаю, попробую – правда, соломы под рукой не оказалось, накрыл сеном.

Естественно, сосед не заставил себя ждать. Пришел и ухмыляется, явно показывая, что я полный кретин. Смех да и только – чего выдумал-то!

Пришло время собирать урожай. Убрал сено, а под ним отличная картошка, внушительные клубни, как со здоровенного куста. Кажется, картофель получился даже побольше, чем если бы созревал под землей. Соседу показал, тот недоверчиво посмотрел и удалился.

Снова проходит время. И опять встречаю соседа. Картошку сажаешь? Неужто под сено? Нет, говорю: сена пока мало, планирую в следующем году это сделать. Вижу, что мой ответ соседу понравился: правильно-правильно, говорит, а то это все ерунда какая-то. Человек собственными глазами видел результат, но все равно не поверил в преимущество новой системы.

Это типично. Такая же непробиваемая броня и у большинства наших аграриев. Опыт работы в советской торговле для современных ритейлеров считался диагнозом: таких старались не подпускать к клиентам. Однако стаж в сельском хозяйстве – в убогом советско-колхозном, которое гробит природу и урожай, до сих пор служит мерилом профпригодности для работы на земле.

Есть множество довольно простых и отнюдь не высокотехнологичных подходов, которые облегчают жизнь земледельца. Создание высоких грядок, например. Что такое грядка, ну, скажем, в сознании крестьянина Ярославской области? Это непрерывный цикл перекапываний и прополки. Высокая грядка требует раз в десять меньше усилий. Я уж не говорю про другие достоинства – лучший дренаж, прекрасную урожайность. Подозреваю, что высокая грядка – не новейшее изобретение, ей как минимум сотни лет. Однако в России мало кто готов взять на вооружение более производительный способ. И даже если такая мысль и приходит в голову – вместе с советом знающих людей, то тут же отторгается: я же столько лет без этого обходился, и ничего – что-то растет.

Раз за разом убеждаюсь: эффективность новичков, желающих попробовать себя в фермерстве, во многом зависит то того, насколько они свободны от крестьянского консерватизма.

Наши клиенты из Иркутской области – девелоперы, ставшие владельцами тысяч гектар сельхозземель, описывали мне перекосившиеся от ужаса лица колхозников, когда на их глазах городские парни собрали все плуги и отправили их на металлолом. И так колхоз разорили, а тут еще вредительством занимаются!

А ребята, сознание которых не затуманено аграрными стереотипами, просто решили повторить у себя опыт местного успешного фермера, практикующего беспахотные технологии. И насколько я знаю, все у них получилось. Урожайность выросла, закупки минеральных удобрений прекратились. То есть очевидный финансовый выигрыш, а на выходе – экологически чистая продукция без всякого урона земле.
 
Известный американский фермер Эдвард Фолкнер, адепт органического земледелия, как-то назвал отвальный плуг величайшим злодеем в мировой сельскохозяйственной практике. Его книге «Безумие пахаря» 70 лет. С тех пор многие страны стали использовать беспахотные технологии – меньше энергозатрат, меньше трудозатрат, а результата гораздо больше. В Бразилии на трети всех пахотных земель теперь работают по-новому. И что? Уважаемой Тимирязевской сельхозакадемии, по свидетельствам профессора, с которым мы сотрудничаем, нет до этого дела: 99% преподавательского состава уверены, что органическое земледелие, биодинамика – это какая-то чушь, баловство. И даже очевидные экономические преимущества их не убеждают – в точности как моего соседа.