Три года назад в некоторых регионах России начали вводить запреты на ночную продажу алкоголя. Заставило ли это россиян меньше пить? Видимо, точный ответ на этот вопрос мы узнаем не скоро. Тем не менее неделю назад Slon опубликовал результаты исследования, проведенного Мариной Колосницыной, Натальей Хоркиной и Маратом Ситдиковым из ВШЭ. Оно говорило: да, действительно, россияне стали меньше пить благодаря запретам. Статья собрала больше сотни комментариев. Мы попросили авторов ответить на самые распространенные вопросы читателей. Ответы доцента ВШЭ Марины Колосницыной мы публикуем ниже с некоторыми сокращениями.
– Данные по употреблению алкоголя в РМЭЗ (Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения), на которых основано ваше исследование, – это исключительно опросные данные, а не статистика по продажам? – Совершенно верно, РМЭЗ – это серия репрезентативных общенациональных опросов населения России, которые проводятся начиная с 1992 года. Анкета включает множество вопросов касательно уровня жизни респондентов, работы, доходов, расходов, заболеваний и так далее, а также индивидуальные характеристики, такие как пол, возраст, образование, состав семьи и многое другое. Блок вопросов посвящен потреблению алкоголя, начиная с вопроса о том, потребляет ли респондент алкоголь в принципе, и далее (если да) – что именно и в каких количествах он потреблял за месяц, предшествующий опросу. Спиртное делится на несколько видов – водка, коньяк, крепленое вино, сухое вино, пиво, самогон и (с недавних времен) слабоалкогольные коктейли. Таким образом, по каждому респонденту мы можем посчитать объем выпитого в пересчете на чистый спирт в граммах за месяц. И, разумеется, мы знаем, в каком регионе живет респондент, а значит, знаем, какие там были (или не были) временные запреты на продажу алкоголя. Это дает нам возможность анализировать влияние временных ограничений на индивидуальное потребления на микроуровне.
Список всех российских регионов и время ограничений продаж алкоголя, установленные в 2010 году, – в приложении. Правда, он на английском, поскольку мы готовили материал сразу для статьи в зарубежном журнале. Из 83 российских регионов в нашем анализе участвовали 77. Были исключены из анализа Чечня и Ингушетия с уровнем продаж, близким к нулю; Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа, по которым нет отдельной статистики продаж; и Курганская область, где ограничения были частичными. Итого осталось 77 регионов, как в таблицах ниже.
Подробное описание выборки РМЭЗ, так же как и анкету опроса, вы можете найти на сайте мониторинга. Да, конечно, выборка репрезентативна для России в целом, в том числе в разрезе населенных пунктов. В ней представлены столицы, крупные и мелкие города, поселки городского типа, села.
– Почему такие огромные отличия в подушевом потреблении алкоголя по регионам – от 93,5 литра до 35,9 литра на человека? Как эти данные по подушевому потреблению алкоголя соотнести с другими известными данными, где потребление составляет около 16 литров на человека?
– Это как раз тот случай, когда нас, очевидно, неправильно поняли. Мы считали средние объемы продаж по регионам и суммировали эти цифры по группам регионов с однотипными запретами. Регионы сгруппированы по степени «жесткости» вводившихся в них ограничений. Поскольку в разных группах неравное число регионов, постольку и суммы сильно различались. Полученные показатели достаточно условны и нужны были нам лишь для того, чтобы проследить динамику с 2009 по 2010 год в каждой группе. Интерпретировать эти цифры как среднедушевое потребление неверно.
Темп роста продаж алкогольных напитков в литрах чистого спирта на душу населения по группам регионов с разной продолжительностью временных ограничений (Росстат, 2009
–2010)
Продолжительность продаж алкоголя в сутки | Количество регионов | Среднее по продажам алкоголя в литрах чистого спирта (без учета пива) | Темп роста, % | |
2010 | 2009 | |||
8 часов (Чукотский АО) | 1 | 8,03 | 8,09 | -0,74% |
10–12 часов | 15 | 5,94 | 6,24 | -4,70% |
13–14 часов | 13 | 5,53 | 5,66 | -2,34% |
15 часов | 15 | 6,17 | 6,2 | -0,41% |
16 часов | 17 | 6,85 | 6,88 | -0,53% |
17–19 часов | 7 | 5,15 | 5,13 | 0,56% |
Нет ограничений | 9 | 5,78 | 5,59 | 3,38% |
Источник: ВШЭ
Темп роста продаж алкогольных напитков в литрах чистого спирта на душу населения по группам регионов с разным временем окончания продаж (Росстат, 2009
–2010)
Время завершения продаж алкоголя | Количество регионов | Среднее по продажам алкоголя в литрах чистого спирта (без учета пива) | Темп роста, % | |
2010 | 2009 | |||
20–21 час | 7 | 6,14 | 6,29 | -2,36% |
22 часа | 17 | 5,78 | 5,95 | -2,76% |
23 часа | 37 | 6,16 | 6,28 | -1,91% |
24 часа или 2 часа ночи | 7 | 6,4 | 6,22 | 2,94% |
Нет ограничений | 9 | 5,78 | 5,59 | 3,38% |
Источник: ВШЭ
Как вы видите, эти цифры не так разнятся по группам регионов, и они ближе к тому уровню потребления, который обычно приводит Росстат (около 10 литров спирта на человека в год) или называют эксперты (15 литров – оценка ВОЗ). Наши цифры меньше, поскольку мы не включали в свое исследование пиво. Пиво в 2010 году не подпадало под действие временных ограничений как легкий алкогольный напиток. Мы же отслеживали влияние временных ограничений на потребление именно тех напитков (водка, коньяк, вина), на которые эти ограничения распространялись. Как видно уже из этих агрегированных региональных данных статистики продаж, в регионах, где ограничения были жестче, наблюдалось снижение подушевых продаж, и наоборот.