На прошлой неделе завершился 60-й фестиваль рекламы Cannes Lions. По просьбе Slon Николай Сюсько, директор по развитию агентства Affect, поделился своими впечатлениями от главного маркетингового мероприятия года и сформулировал 10 главных трендов в индустрии продвижения брендов, почерпнутых из выступлений лидеров рынка и общения в кулуарах. 

Сделайте что-нибудь полезное Все чаще и чаще мы слышим о том, что реклама – это раздражитель. Она беспокоит потребителей, прерывая привычную им телетрансляцию, вторгаясь в городской пейзаж или на любимый сайт. Поэтому львиная доля рекламы вызывает смешанные чувства: негодование от необходимости ее смотреть или слушать и впечатление от рекламного сообщения. Такие компании, как Nike или MasterCard, осознали, что можно органично интегрироваться в жизнь потребителя, если попытаться принести ему пользу. Показательный пример: решение Nike+, установленное на сотнях тысяч смартфонов по всему миру. Его особенность в том, что оно ничего не продает, а помогает человеку совершенствоваться.

Рекламная мантра вчерашнего дня сторителлинг, завтрашнего сплетничество
Но пока бренды так и не отучились делать прямую рекламу. Их бич – неспособность рассказать историю, вовлечь в диалог потребителя на своей территории. Другое дело – Coca Cola. Ее платформа «открой счастье» раскладывается на различные инструменты, от социальных медиа до вендинг-машин. В ее центре лежит стратегия мотивации потребителя самостоятельно распространять брендированный контент. Сарафанный маркетинг или сплетничество – кратчайший путь к созданию бренд-амбассадоров.

Было: «на первом месте мобайл», стало: «мобайл все» Очевидно, что мобилизация – вопрос времени. В США она уже наступила, в России – нет. Главный барьер мобилизации – высокие цены на смартфоны, слабое проникновение мобильного интернета, пока еще недостаточно разнообразный функционал гаджетов. Но рано или поздно смартфон заменит ПК и станет основным таймкиллером. Задача брендов – эффективно интегрироваться в мобильную среду, сделав ее центром своей маркетинговой коммуникации.

Дизайн это юзабилити Удобство потребления рекламных решений лежит в основе современного дизайна. Уже недостаточно разместить визуальные элементы согласно модульной сетке. Сегодня дизайнеры являются полноценными стратегами. Им необходимо моделировать поведение потребителя, определяя, каким образом он коммуницирует с дизайном. Другими словами, в основе любого дизайнерского решения должен стоять потребитель, а не цветовое, шрифтовое и графическое решение.

40% компаний из списка Fortune девяностых, сегодня не существует В эру стартапов не стоит переоценивать свои силы. Тот же MySpace до Facebook-времен казался главной социальной платформой, объединившей людей вокруг музыки. Результат вы знаете сами. От современных компаний сегодня требуется наличие гибкой структуры, способной адаптироваться к изменениям, конкурентным войнам и технологическим революциям.

Инновации это не космические корабли и не электромобили GoogleGlass или гибкий смартфон Samsung разбаловали рекламщиков и владельцев бизнеса. Они начали мечтать о далеком, забывая о том, что инновации не всегда должны быть столь масштабны и революционны. Например, достаточно соединить автомат с газировкой с социальными сетями, чтоб получить аппарат «Пепси», продающий напитки за лайки.

Следующая индустриальная революция будет биологической
Раньше венчурные инвесторы рассчитывали на 45–60% ROI, сегодня в Кремниевой долине рады и 15–20%. Второй «Фейсбук» – это мечта любого инвестора, однако прорывных проектов мало. Доходность венчурных фондов падает. А с ним и доверие к ним. Поэтому не удивляйтесь, все просчитав с точностью до миллиметра и все-таки получив отрицательный ответ… У инвестора просто может не остаться денег в фонде. 

Нужно прекратить думать гаджетами и начать мыслить «пикселями»
Сейчас мы все еще создаем решения под конкретный экран и человека за его пределами. Завтра мы будем мыслить мультиэкранностью – когда рекламная коммуникация находит человека везде, где бы он ни находился, и на любом экране. Задача рекламиста – сделать адаптивный контент, изменяющийся от разрешения экрана, но сохраняющий своей месседж. Подумайте о рекламном контенте как о пикселе, который мигрирует между экранами. За этим – будущее.

Think visual
Визуальная коммуникация – основа основ рекламы. Аватары, принты и видеоролики общаются с потребителем на визуальном языке. Именно визуальная коммуникация формирует в голове потребителя образ бренда. Визуальное мышление – подход, который внедряют такие гиганты, как Facebook, Spotify или Google. Обратите внимание на шум вокруг выхода новой iOS 7. Людям действительно не все равно, какие дизайнерские решения они используют.

Будущее интерфейсов отсутствие интерфейса
Гайдлайны, шаблоны, экраны – это ограничения. Сегодня потребители намного живее реагируют на нестандартные проекты. Диджитал-решения способны создать новый опыт, например, соединив виртуальный и реальный миры. Возможности дополненной реальности, использования социального графа потребителя, мобильных приложений еще далеко не исчерпаны.