Иллюстрация: Mike Schofield
Власть не может провести выборы честно. Потому что не знает, забыла, как это – выбирать честно. Утерян навык, технология избирательной кампании без обмана и административного ресурса. Да и был ли он, опыт честной кампании в нашей стране? Это как в детской игре: «Назови любое число?» – «Пять?» – «Я выиграл, у меня шесть». 

Богатеет тот, кто оседлал финансовые потоки. Кто контролирует избирательный процесс, тот при власти. Кажется, что в России принцип разделения властей – для видимости. Произошла подмена власти клановой монополией. Чиновники превратились в ярых монополистов, поскольку на рынке политических услуг нет даже намека на антимонопольное ведомство. В странах с развитой демократией это прямая забота гражданского общества. В нашей стране до достижения гражданским обществом совершеннолетия политическая конкуренция – на совести законодателей и ЦИК. Раз нет конкуренции, то и содержание совести – ноль промилле.

И Болотная, и митинги на площади Сахарова не против власти. А против монополии на власть. За честные, прозрачные выборы. Совершенно четкий и явный сигнал верхам снизу. И не где-нибудь, а в сердце Москвы. И вроде бы сигнал был услышан: либерализовали партстроительство, пообещали прямые выборы глав регионов. Но в итоге дело кончилось большим шоу – «Политические монополисты против монополии». С таким же успехом можно было провести акцию «Любители пива против пива».

Месяц, прошедший с начала выборной кампании за пост мэра Москвы, показал со всей очевидностью: против лома нет приема. Кандидат от партии власти прошел муниципальный фильтр за считаные дни. Все остальные кандидаты нервно курят в углу! На 1 июля ни у одного из них нет 110 голосов муниципальных депутатов. Это не борьба, это игра в одни ворота. Возврат к однопартийной системе, доминировавшей во времена Советского Союза. Право избирать тех, кого велено избирать.

Любые выборы должны быть честными. Однако в нашей стране что ни год, то дискуссия, переходящая в псевдонаучный эксперимент: до какой степени выборы могут быть грязными, отравленными, непрозрачными? Вот если передвинуть выборы с 2015 года на 2013-й, да за месяц до начала избирательной кампании? Это не слишком ли грязно? Прокатит? А двухуровневая фильтрация – по количеству муниципальных депутатов с их привязкой к числу муниципальных районов? Не испортит ли это привкус кампании? 

Нельзя перепрыгнуть пропасть на 98%. Так и с выборами: они либо честные, либо нет. Либо есть политическая конкуренция, либо – снова КПСС наперевес с автоматом Калашникова. Муниципальный фильтр – гениальное изобретение партии власти. Это как залоговые аукционы, пятнадцать лет назад придуманные олигархами, чтобы гиганты советской индустрии отошли в правильные руки. Без торгов, конкурсов, открытых аукционов. Фильтр – аналог залогового аукциона: если можешь – участвуй, остальное не твоего, то есть нашего ума дело.

Помню, как 5–6 лет назад ЦИК в один голос с Чуровым на все лады склоняли американскую избирательную систему за то, что там победителя в итоге определяют не избиратели, а назначенные выборщики. Тогда ЦИК близкой к идеалу представлялась наша система. Теперь отфильтровали и ее. В пользу партии власти. Какое число ни назовешь, политические монополисты все равно скажут, что у них больше. Самое время ЦИК перефразировать Джорджа Оруэлла («война – это мир»): «Грязные выборы – это чистые выборы».