Алексей Навальный
Никакого пространства для политической игры у Навального нет. Он заранее знает, что его не пустят на выборы. Он привязан к судебному процессу в Кирове. Вокруг него снаряды ложатся все кучнее: Гуриеву пришлось уехать, ассоциацию «Голос» заблокировал Минюст, движение «За права человека» подверглось нападению объединенных сил полиции, НТВ и шпаны Максима Мищенко. Каждый день приходят все новые сообщения о добивании таких, как Навальный.
В условиях полного отсутствия «коридора возможностей» Навальный, будучи лучшим, самым живым и изобретательным публичным политиком в современной России, заявляет о выдвижении в кандидаты на выборах мэра Москвы. И – еще до прохождения муниципального фильтра – начинает разворачивать быстрые агитационные действия на улицах (пикеты, выпуск листовок). По закону не разрешено до окончательной регистрации (после прохождения муниципального фильтра) вести агитацию в СМИ, но закон не запрещает делать это «от двери к двери» или на улицах. Уличные стойки у Навального сделаны хорошо, выразительно. Их видно издалека. МВД пытается их убрать. Тираж его газеты изымают на выезде из типографии.
Сегодня 2 июля. По утвержденному графику кампании, все кандидаты должны собрать 110 подписей муниципальных депутатов не позднее 11 июля. Сделать это, как пишут, для независимых кандидатов невозможно, поскольку штаб Собянина уже забрал себе «контрольный пакет» согласий муниципалов. При необходимой норме в 110 Собянин уже получил подтверждения от 650 депутатов. И теперь его штаб располагает возможностью по договоренности передать необходимое количество подписей «договорным спарринг-партнерам». Осталось всего восемь дней до окончания сбора подписей муниципальных депутатов. Надежд никаких!
И в том – без шуток! – политический гений Навального. Потому что сейчас всех уже интересует вопрос: а что он будет делать после 11 июля?
Очевидно, что у него есть план продолжения «кампании» и после того, как его не зарегистрируют. Он даже уже заявил об этом на пресс-конференции. Но каков этот план? Каков бы он ни был, – я не берусь гадать, – сам по себе ход с псевдоучастием в псевдовыборах чрезвычайно плодотворен. Потому что содержит в себе – при полной безнадежности – массу валентностей. Кремль не знает, что он придумает дальше, отыгрывая ситуацию нерегистрации. Заметим, что в прошлом у него на счету самая крупная и успешная в истории последнего десятилетия кампания «Партия жуликов и воров». Мем, запущенный Навальным, нанес непоправимый ущерб «Единой России». Может ли Навальный создать большие проблемы Собянину в июле – августе? Да!
Цель Собянина на этих беспроигрышных для него выборах – показать, что «партия власти» и он сам, как порученец Путина, поправили в лучшую сторону ситуацию в Москве с поддержкой Путина, ведь полтора года назад в Москве за Путина проголосовали лишь 47%. Собянин хочет больше 60%. Ему надо доказать, что Москва стала лояльной Путину. Цель Навального заключена в том, чтобы не дать Собянину предъявить Путину «потемкинские деревни» убедительной явки и процента. Цель Навального – осложнить Собянину жизнь.
Вроде бы это и невозможно. Может ли незарегистрированный кандидат, лишенный доступа к телевидению, ограниченный в возможностях уличной политики, мобилизовать ощутимую часть московских противников «вечного правления Путина» и «новой бюрократии»? Нет, нет и еще раз нет! Можно ли создать Собянину проблемы с выполнением и перевыполнением плана по процентам? Нет, нет, нет!
И вот уже даже мне, искушенному наблюдателю, видевшему много стратегий и тактик избирательных кампаний, становится интересно: а что же придумал Навальный на «после 11 июля»? Способность изобретательно действовать в коридоре «полной невозможности» вызывает искреннюю симпатию. 1 июля незарегистрированный и непроходной кандидат Навальный опубликовал предвыборную программу. В сетях уже бросились ее обсуждать. Ругают! Но фокус в том, что обсуждают не программу Собянина или Левичева, а именно девять страниц Алексея Навального. И это неплохо. В пространстве между возможной посадкой Навального и «невозможностью выдвижения в кандидаты» нарастает напряжение. Может быть, и мы, те, кто не хочет помогать Собянину в получении подавляющего большинства, сможем найти себе какую-то позицию в пространстве, создаваемом Навальным.