Джон С. Смит. Тонущая «Лузитания»

В конце нулевых вступление в «Единую Россию» для многих было единственным способом участвовать в реальной политике и занимать государственные посты. Так же как в советские времена факт вступления в КПСС не означал, что человек разделяет ее взгляды и ценности, – ценность представлял партбилет сам по себе (для карьеры, положения в обществе и так далее). Однако сейчас ценность обладания партбилетом «Единой России» быстро стремится к нулю. 

Последним сигналом для московских единороссов должен был стать отказ Сергея Собянина выдвигаться на должность мэра от партии «Единая Россия». Вряд ли после этого стоит ожидать, что высшие московские чиновники согласятся возглавить список «Единой России» на будущих выборах в Мосгордуму или вообще будут оказывать ей какую-либо значимую поддержку. Безусловно, многих из «Единой России» возьмут в Народный фронт (или другой провластный проект), однако значительная часть нынешних единороссов останется за бортом: их сольют вместе со ставшей бесполезной власти партией. 

Сейчас для многих единороссов, возможно, последний шанс спрыгнуть с тонущего корабля – отдать свою подпись за одного из кандидатов в мэры Москвы. Выбирать есть из кого: среди кандидатов представлены яркие политики, от коммунистов и социалистов до либералов и демократов. Причем они все сейчас отчаянно борются именно за подписи единороссов: во многих округах, где необходимо заручиться поддержкой, муниципальные советы состоят фактически полностью из представителей «Единой России». Понятно, что ближе к часу Х – 10-го июля – будет принято решение о выделении недостающих подписей каким-то кандидатам (все-таки Собянин, скорее всего, не захочет избираться в гордом одиночестве). 

Стоит ли ждать, пока тебя продадут, не лучше ли успеть продаться самому? Тем более что в случае централизованной продажи все выгоды достанутся московским властям, а в случае индивидуальных переговоров можно получить что-то конкретно для себя. А получить можно много. Даже фаворитам гонки за подписями – Навальному, Митрохину и Левичеву (Мельникову, похоже, удастся собрать подписи самому) – для прохождения фильтра, скорее всего, не хватит от 30 до 40 подписей. 

Если депутаты помогут обеспечить выдвижение тому или иному кандидату, они заложат основу продолжения своей политической карьеры. Например, можно попросить вхождения в список на выборах в Мосгордуму. Ведь нынешние мэрские выборы – это разогрев перед предстоящими в следующем году выборами в Мосгордуму; чем больше голосов наберет сейчас кандидат, тем больше своих сторонников он сможет провести в законодательный орган. Можно попросить и поддержки своей кандидатуры на будущих муниципальных выборах.

В общем, сейчас ценность каждой подписи единоросса на вес золота, и можно многое за них получить. При этом подпись будет представлять ценность всего лишь неделю. Когда пробьет полночь 10 июля, все не отданные подписи превратятся в тыкву. Поэтому нужно успеть продать автографы, пока тебя как ненужный хлам не выбросили на свалку. Опять же, вспоминая историю: что получили члены КПСС, которые хранили верность партии до последнего? Об этом стоит задуматься всем карьеристам, которые вступили в «Единую Россию» из конъюнктурных соображений. Конъюнктура изменилась.