Фото: Григорий Дукор / Reuters

Складывается впечатление, что у подавляющего большинства российских оппозиционеров стоит задача не побороть кровавый режим, а бороться с кровавым режимом. Если на горизонте появляется сильный политик, обладающий реальными шансами бросить вызов действующему президенту, и если у него что-то начинает получаться, все сразу скопом бросаются на него. Ведь если вдруг случится невероятное и Путин будет повержен, то с кем же тогда они будут бороться? Чем иначе объяснить череду злобных комментариев по поводу успешного выдвижения Навального в кандидаты в мэры Москвы? С гневными постами разной степени желчи выступили Лимонов, Илларионов, Немцов. Даже Митрохин, который сам принял значительное число подписей от штаба Собянина, написал едкий комментарий в твиттере: «За меня никто из-под палки не подписывал, в отличие от Навального».

Еще больше удивляет полное отсутствие радостных комментариев. Ведь вчера случились две маленькие, но очень важные победы российской оппозиции: удалось собрать 100 тысяч голосов под первым законопроектом, инициированным «снизу», – теперь властям как-то придется на эту инициативу реагировать, – и удалось фактически отменить муниципальный фильтр на выборах мэра Москвы. Теперь все более-менее значимые политики смогут принять участие в выборах. Отсутствие поздравительных и радостных постов, скорее всего, связано с тем, что обе эти победы связаны с именем Навального. 

Фактическая отмена муниципального фильтра – это очень важная победа. Граждане Москвы сейчас могут выбрать мэра не из одобренного властями списка, а из реального списка кандидатов. В том, что это случилось, есть значительная роль Навального и его сторонников. Как бы развивались события, если бы не было активной кампании по сбору подписей муниципальных депутатов, инициированной штабом Навального? Скорее всего, за пару дней до дедлайна были бы выданы подписи определенному кругу кандидатов-спойлеров. Причем выдача подписей была бы обставлена кучей условий вроде отсутствия жесткой критики Собянина. В результате мы бы увидели де-факто переназначение Собянина при поддержке компании кандидатов, играющих роль девушек-чирлидерш. 

Команде Навального удалось не только собрать самостоятельно около 90 подписей депутатов, но и благодаря работе Максима Каца убедительно доказать, что муниципальный фильтр честно пройти не может ни один кандидат, за исключением Собянина и Мельникова. Если бы подписи были выданы втихую, то всем сразу стало бы очевидно, что соперники подставные. Иначе чем можно было бы объяснить, что кандидатам Дегтяреву, Левичеву и Митрохину, которые самостоятельно собрали 30–50 подписей, недостающие подписи были выданы, а кандидату Навальному, который собрал в 2–3 раза больше подписей, их не выдали? 

Тот факт, что Навальному удалось самостоятельно собрать такое большое число подписей, безусловно, повлиял на решение московских властей фактически отменить муниципальный фильтр. И что более важно, подписи кандидатам были выданы без каких-то ограничивающих условий. Поэтому тот же Митрохин должен быть благодарен штабу Навального, что он сейчас может вести свободную агитационную кампанию, не скованную никакими кулуарными договоренностями.

Вообще российской оппозиции пора понять, что политика – это игра командная. Для победы важно уметь достигать компромиссов и выстраивать договоренности с другими политиками. Скажем, Путин не родился с подконтрольными телеканалами, подавляющим большинством в Госдуме, назначаемыми губернаторами и управляемой ЦИК. Он постепенно, начиная с 1999 года, выстраивал союзы и добивался поддержки у разных групп лиц. Сначала у бизнесменов, которые помогли ему с раскруткой на федеральных каналах. Потом с влиятельными губернаторами (в начале 2000-х годов блок «Отечество – Вся Россия» не уступал путинскому «Единству», а на региональном уровне был даже существенно более влиятельным). Когда ему было надо, он даже договорился о поддержке с правыми силами: во время избирательной кампании 2000 года лидеры СПС, включая Немцова, его активно поддерживали. 

Российской оппозиции нужно не только критиковать Путина, но и учиться у него – прежде всего умению договариваться, учиться группироваться вокруг сильных кандидатов. А то при нынешнем раскладе Путину скоро придется распустить репрессивные органы за ненадобностью: наша оппозиция сама замочит всякого, кто осмелится бросить Кремлю реальный вызов.