Фото: Анатолий Семехин / ИТАР-ТАСС
Очередной пример убогой логики: Уралвагонзавод собирается под своим брендом выпускать одежду, обувь и сувенирную продукцию. То, что появился такой проект, меня лично не удивляет, – хотя Уралвагонзавод до этого успел прославиться, казалось бы, совершенно другими вещами, решение вполне в духе компании. Напомню, в 2011 году начальник цеха Игорь Холманских в ходе прямой линии с тогда еще премьер-министром Владимиром Путиным предложил «выйти с мужиками» и разобраться с оппозицией. После выборов он был назначен полпредом Путина в Уральском федеральном округе. Второе, что прославило Уралвагонзавод, – примерно в этот же период времени компания зажигала на Лазурном берегу вместе с «ВТБ-Лизинг». Так как у меня очень живое воображение, я сразу представил, как эти «мужики» поедут разгонять оппозицию прямо с Лазурного берега.
Конечно, руководство представило свое обоснование этой коммерческой идеи: «Продажи одежды и аксессуаров под своим брендом традиционно приносят большие доходы западным производителям военной и дорожно-строительной техники, например Caterpillar, JCB и Boeing». Однако достаточно легко понять, что перечисленные компании и Уралвагонзавод – вещи несоизмеримые. Перечисленные названия – это производители с устойчивым брендом, а бренд – это всегда легенда, то, без чего Harley Davidson был бы не классикой, а просто устаревшей моделью мотоцикла. У нас таких брендов с легендой нет, мы просто не успели создать подобных историй, ведь этот процесс занимает минимум лет двадцать.
Конечно, и бренды без истории могут выпускать что-то подобное, но только при наличии хоть какого-то розничного звена, то есть когда продукт идет в дополнение к чему-то. Пример – сувенирка авиакомпаний, которую выпускают даже новые игроки. Почему бы и нет? С помощью игрушек, ручек и т.д. повысить лояльность к компании со стороны клиента, раз все равно торговое подразделение есть. Однако без него все умирает.
У Уралвагонзавода розницы нет вообще, а главное, выпуск подобной продукции под его брендом совершенно бессмыслен даже с точки зрения повышения лояльности, так как он работает на рынке B2B. Ну, куплю я ручку Уралвагонзавода, – я что, благодаря этому смогу как-то влиять на результаты тендеров? На рынке, где работает Уралвагонзавод, важна исключительно сумма отката от конкретного ОАО, которое будет вагоны закупать, и все.
Так что легко предугадать, чем это все закончится, потому что это традиционная тема партийных боссов и прилежащих к ним бизнес-структур. Будет выделен бюджет, который будет потрачен на очень дорогую и очень ненужную сувенирку. Сумма должна быть значительная (речь идет о 20 млн рублей), иначе в это никто бы и не вписывался. Ручки будут золотые, куртки из крокодиловой кожи, все будет дорого и богато. Коммерческая идея здесь неприменима в принципе, это абсолютно мерзейшее, хотя и совершенно правильное с точки зрения существующего управления освоение бюджета. Кому-то это раздадут, Владимиру Владимировичу обязательно выдадут папочку с золотом на голубом – этот стандарт со времен госпланов не изменился. А то, что на эти деньги можно было бы создать что-то стоящее, никто и не задумается.