Анатолий Сердюков. Фото: Александра Мудрац / ИТАР-ТАСС
Сообщения о новых эпизодах нашумевшего «дела “Оборонсервиса”» не редкость – почти каждый день на ленты информагентств продолжает поступать очередная порция новостей от прокуратуры и Следственного комитета. Вот фигуранты сходили на допрос (но ничего не сказали); вот адвокаты фигурантов говорят о недоказанных обвинениях (попутно обвиняя СМИ в передергивании фактов); вот высокопоставленные чиновники, работавшие некогда с фигурантами, говорят о готовности довести дело до конца (не уточняя, впрочем, когда это произойдет). Несмотря на наличие целого ряда подозреваемых, допрашиваемых, обвиняемых, надо признаться: из них всех наиболее интересна судьба одного-единственного человека – Анатолия Сердюкова.
Сердюкова отстранили от должности более полугода назад, но судьба экс-министра по-прежнему остается неясной. Имеющиеся данные об участии Анатолия Сердюкова в пособничестве при совершении незаконных сделок с военным имуществом пока только лишь проверяются правоохранительными органами. Следственный комитет в лице его главы Александра Бастрыкина говорил, что, только для того, чтобы выстроить всю картину происходящего, потребуется не менее года. Сам экс-министр продолжает хранить либо стойкое молчание, либо дает письменные объяснения – но не более того.
Сейчас уже ни для кого не секрет, что, вступив в аппаратные и политические конфликты с правительственными и кремлевскими чиновниками, вскрытые хищения в «Оборонсервисе» стали лишь отличным прикрытием для создания такой ситуации, при которой Владимиру Путину оставлять его в кресле было просто нельзя. Глупо предполагать, что он или Дмитрий Медведев были до этого момента не в курсе происходящего в Минобороны. Знали, конечно, но правило круговой поруки работает в России не первый год, и удивляться здесь, пожалуй, нечему.
Работает это правило отчасти и сейчас. Вместе с его увольнением и Кремль, и правительство оказались в крайне неудобной ситуации. Сердюков, человек президента, почти шесть лет пробыл в кресле министра обороны, получив за это время доступ не только к кодам ядерного чемоданчика, но и к куда более деликатной информации. Такой, как вся внутренняя кухня политического руководства страны. Открой Сердюков рот, дай хоть одно откровенное интервью, расскажи о том, что действительно происходит в так называемом руководстве страны, – и проблемы возникнут у каждого, кто хоть раз имел с ним дело. То есть у всех: нет в правительстве или Кремле человека, который Сердюкова не знал и уж тем более – в каком бы то ни было виде с ним не работал. Молчание является залогом его же относительной неприкосновенности. Именно с этих позиций он может защищать свою близкую подругу Евгению Васильеву, а заодно и обеспечивать защиту себе. Длиться это может долго.
Отчасти это подтверждают и неоднократно сказанные слова Путина и Медведева о том, что Анатолий Сердюков хороший министр, а его вина пока не доказана.
Но многочисленным зрителям, наблюдающим за процессом, нужна кровь. И она будет: для показательной порки вполне подойдут другие лица, такие как зять экс-министра Валерий Пузиков, у которого недавно были проведены обыски; бывший начальник департамента по санаторно-курортному обеспечению Минобороны Елена Чуфырева и заместитель главкома ВВС генерал-майор Владимир Градусов. Все они проходят по делу строительства базы отдыха «Житное» и соседнего коттеджного поселка. Следствие выяснило, что за счет военных озеленили территорию базы, построили дорогу почти в 7 км, два автомобильных и один понтонный мосты. Ущерб, по предварительным данным, составил 15,5 млн рублей. При этом база отдыха, изначально ориентированная на отдых военнослужащих, оказалась в собственности мужа сестры А. Сердюкова, В. Пузикова, и предназначена исключительно для приема вип-персон. Примечательно, что эта информация, причем эксклюзивная, появилась в «Российской газете», выходящей под патронажем правительства.
Автор – корреспондент ИД «Коммерсантъ»