Фото: Nour Kelze / Reuters

Еще одна чрезвычайно влиятельная сила начинает проводить собственную политическую линию в сирийском конфликте. Речь идет о курдском национальном меньшинстве, составляющем, по самым скромным подсчетам, около десяти процентов (два миллиона человек) населения Сирии.

В настоящий момент курды, на протяжении десятилетий стремящиеся к созданию в регионе собственного независимого государства, имеют в Сирии под ружьем около 15 тысяч человек. Эти люди входят в состав так называемых отрядов самообороны сирийского Курдистана. С середины июля отряды курдов вступили в жесткое противостояние с сирийскими исламистами, связанными с «Аль-Каидой».

Причин конфликта между курдами и исламистами несколько. Во-первых, исламисты ответственны за убийство курдского лидера Исы Хусо. Во-вторых, они продолжают попытки взять под контроль нефтяные промыслы сирийской провинции Хасеке, населенной преимущественно курдами. Кроме того, знать о себе дают изначальные противоречия между арабами-радикалами, требующими создания всемирного халифата, и курдскими националистами, для которых цель была и остается прежней, узко националистической – создание независимого Курдистана.

Примечательно, что на фоне противостояния с исламистами сирийские курды даже сумели найти общий язык со своими прежними, совершенно непримиримыми врагами – официальными турецкими властями. Стамбул на днях посетил курдский политик из Сирии Салех Муслим, лидер Партии демократического единства. А глава турецкого МИДа Ахмет Даватоглу даже высказался в том контексте, что разговор с адекватными курдскими политиками в любом случае выглядит более перспективным, чем общение с исламистами. В Сирии главными врагами курдов сейчас являются две исламистские группировки, близкие к «Аль-Каиде»: «Исламское государство Ирака и Леванта» и «Джебхат ан-Нусра».

Речь может идти в первую очередь о создании в приграничных с Турцией районах Сирии курдской гражданской администрации. В перспективе такая администрация может вырасти в своего рода «государство в государстве» по типу Курдистана в сегодняшнем Ираке. Напомним, что там курды фактически добились независимости, контролируя нефтедобычу и имея собственные вооруженные силы.