Сергей Собянин. Фото: ИТАР-ТАСС / Сергей Карпов

Сегодня один кандидат на должность мэра Москвы задал другому кандидату вопрос: «Откуда у вашего ребенка квартира площадью 308,1 кв. м в Москве?» Как обычно, вопросы задает Алексей Навальный, а отвечать на вопросы должны представители власти, в данном случае это и.о. мэра Москвы Сергей Собянин и его дочь – Ольга Сергеевна. При этом Навальный выложил выписки из ЕГРП, согласно которым квартира Ольги Сергеевны расположена в элитном доме и ее рыночная стоимость составляет порядка 173 млн рублей.

Сначала про хорошее: этот пример показывает, что декларации работают. Если бы не было деклараций, то задать этот вопрос было бы намного сложнее. Теперь о плохом: декларации о доходах и имуществе никто не проверяет. Вернее, так, госорганы (прокуратура и ведомственные комиссии) научились проверять полноту деклараций. Вот последние новости из Краснодара: «По итогам проверки выяснилось, что за 2012 год служащие решили не указывать дополнительные доходы в размере около 45 миллионов рублей, 180 автомобилей, 200 гектаров земли и 900 с лишним тысяч кв. м жилой площади». Но если чиновник указывает все свое имущество, то никаких вопросов у проверяющих не возникает. Ведь тот же Собянин про квартиру своей дочери сообщил еще в 2011 году, когда заполнил декларации по итогам 2010 года (http://declarator.org/office/258/document/238/). Но вопросов у проверяющих органов не возникло и возникнуть не могло. Дело в том, что Россия долгое время полностью игнорировала 20-ю статью Конвенции ООН, в которой предлагается ввести уголовное наказание за «незаконное обогащение», то есть за «значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». И только в этом году в России вступил в силу закон о контроле за расходами, позволяющий конфисковать имущество, купленное чиновниками начиная с 2012 года, если его стоимость превышает доход за три года. То есть в 2010 году Собянин мог купить хоть 10 таких квартир и все записать на свою дочь (или даже на себя), и никаких проверок по этому поводу ожидать не стоит. Да и сейчас чиновники очень абстрактно отчитываются о том, что купили имущество «за счет заемных средств».

Выборы – это славное время, когда можно задать вопросы кандидатам и ждать от них ответов, но хотелось бы, чтобы декларации сразу содержали в себе все эти ответы. Для этого информацию о площади имущества надо дополнить строками «Происхождение» и «Стоимость». В строке «Происхождение» чиновник (или кандидат) указывал бы год, когда он приобрел данную собственность, и основание приобретения (покупка, наследство и т.п.), а в графе «Стоимость» указывал бы стоимость сделки. И если эта стоимость больше доходов, то обязать чиновников подробно объяснять, откуда взялись деньги. Конечно, на все вопросы такая система ответов не даст, но все-таки многое сделает понятным.