Алексей Улюкаев. Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ
Алексей Улюкаев по-прежнему считает, что его главная задача – поддержка малого и среднего бизнеса и проблема дерегулирования, и уверен, что России в ближайшие годы не грозит кризис, об этом он подробно рассказал корреспондентам «Коммерсанта». Slon публикует наиболее яркие выдержки из беседы.
О полномочиях своего ведомства: «Если речь идет о добровольном расширении или сужении полномочий, то я бы предпочел некоторое добровольное сужение и работу с понятными полномочиями. На самом деле мы не в состоянии с равным качеством и ответственностью охватить весь огромный круг вопросов, в том числе отраслевых. Хотел бы я, чтобы некоторые вопросы, по которым последнее суждение имеет первый вице-премьер, были бы делегированы Минэкономразвития? По некоторым позициям – хотел бы. Например, мне хотелось бы, чтобы мы больше, чем прежде, занимались тарифной политикой и тарифным регулированием». О важности дерегулирования: «Мы обрушиваем на бизнес огромное количество разного нормативного материала, создаем ему в этом смысле очень напряженную жизнь, заставляем постоянно его изменять свои бизнес-модели. Например, увлечение обязательными видами страхования, избыточные требования по отчетности – все это влечет огромные издержки. Мы упорядочиваем и сокращаем число лицензированных видов деятельности, но взамен появляется система реестров, учета, фактически предполагающая разрешительный порядок начала деятельности». О важности изменения тарифной политики: «На стадии спада тарифы должны снижаться относительно долгосрочного медианного значения, а на стадии подъема – повышаться. Мы должны разделять плюсы экономического роста и риски между участниками. Мы не должны на стадии роста позволять аккумулироваться слишком большим средствам, а на стадии спада – подрывать основы даже простого воспроизводства предприятий». О том, как лучше развивать несырьевой экспорт: «Промсборка формирует российский экспорт, поскольку это те же российские рабочие места, достаточно высокотехнологичные, это российская налогооблагаемая база, заказ на российских специалистов и, соответственно, российский образ жизни в комфортной среде обитания, которая возникает в результате данного процесса. От того, что какую-то часть получаемого результата будет получать собственник иной юрисдикции, ситуация не меняется. А растить „национальных чемпионов“… Они сами вырастут, зачем мы-то здесь?» О ситуации на рынке потребительского кредитования: «У нас закончился период избыточно быстрого роста потребительского кредитования, а степень закредитованности домашних хозяйств, измеряемая, например, показателем DTI (Debt To Income – долг к доходам), опасно высока. Все это означает, что уже в близком времени мы столкнемся с ситуацией, когда рост доходов и идущий за ним рост потребительских расходов свою роль драйвера экономического роста исчерпали». О том, как надо поддерживать малый и средний бизнес: «Финансовый маневр в пользу малого бизнеса мне кажется не таким страшным. Я бы сказал, что расходы на эти цели нужно увеличить на порядок в сравнении с прошлыми – но все равно это объем средств, который сопоставим с одним крупным инвестпроектом федерального бюджета. Нам необходимо создать федеральный гарантийный фонд и укрепить региональные гарантийные фонды. За счет комфортной системы рефинансирования кредитов малому и среднему бизнесу, которые будут выдавать банки, по моим расчетам, вполне возможно примерно на 400–500 млрд рублей в год увеличивать объем кредитного портфеля. В этом случае кредиты будут доставаться малому бизнесу по ставке, во всяком случае, не большей 10% годовых. Еще примерно на 400–500 млрд рублей можно увеличить этот объем, если обеспечить субсидирование процентной ставки, размещая через ВЭБ средства ФНБ, он мог бы составить примерно 100 млрд рублей в год. В принципе больше, на мой взгляд, и не надо». О том, как будет уговаривать Минфин увеличить поддержку малого и среднего бизнеса: «Я исхожу из того, что это увеличение расходов нужно провести в рамках параметров бюджета, которые существуют сейчас. Предложим Минфину что-то взамен. Будем искать для него возможности для сокращения расходов». О перспективах рецессии в российской экономике: «Рецессии нет. И не будет. Стагнация, наверное, термин уместный. Чистый экспорт России уже не может быть мощным драйвером экономического роста, но он вполне способен в течение многих лет обеспечивать невысокие, но положительные темпы роста. Наша структурная и социальная матрица способна держать темпы роста на уровне около 3%». О причинах стагнации: «У нас очень высоки издержки, и это определено рядом обстоятельств, которые сложно отменить. Россия – среднедоходная страна, но мы несем на себе объем социальных обязательств, который больше, чем обычно имеют среднедоходные страны». О снижении госрасходов: «Минфин здесь уже сейчас делает очень много полезной и нужной работы, он действительно сегодня – страж макроэкономической устойчивости. Но, к сожалению, эта работа нередко ведется по принципу так называемой оптимизации – внеприоритетного равномерного снижения планки расходов. Я понимаю коллег – это хоть как-то работает, а другой подход может не работать вообще. Тем не менее нам нужно совместными усилиями искать баланс между общеобъемными ограничениями и приоритетными проектами. С моей точки зрения, приоритеты – это инвестиции в снятие инфраструктурных ограничений роста». О возможности выделения дополнительных средствах из ФНБ на «суперпроекты»: «Я считаю, что это не предел. Мы можем без значительных макроэкономических рисков использовать на инвестиционные цели больше. При условии, конечно, что введем разумную пенсионную формулу, которая снизит требования по возможному использованию средств ФНБ для целей балансирования пенсионной системы. Может быть, до половины – сейчас это 1,3–1,4 трлн рублей – можно инвестировать в проекты. Безусловно, на возвратной и платной основе». О структуре собственности: «В этом смысле – да, я считаю, что формальный отказ государства от титула собственности не так важен, как поведение менеджмента. И Центробанк может в течение долгого времени сохранять контроль в Сбербанке, а правительство – в ВТБ. И во многом это даже комфортно для частного бизнеса». О третьем раунде пересмотра «Стратегии-2020»: «Это и в текущей версии хорошая программа, но она очень большая и многотемная. Мы сейчас должны, с моей точки зрения, сделать гораздо более таргетированную версию, сконцентрировавшись на гораздо более узком спектре направлений. Ее надлежит сделать технологичнее, исходя из того, что вызовы стали более жесткими, чем прежде».