Исследователи Смитсоновского института (США) намереваются поставить точку в долгом споре о влиянии моркови на зрение. Вообще-то, некоторые доводы в пользу употребления моркови обоснованы. В ней содержится бета-каротин – в организме он преобразуются в ретинол, который положительно влияет на роговую оболочку глаз.

Но добиться значительного улучшения зрения путем поедания корнеплода, к сожалению, не удастся. В журнале Смитсоновского института куратор и создатель виртуального Музея моркови Джон Столярчик выдвинул собственную теорию о возникновении морковного мифа. Сэр Столярчик, проживающий в Северном Йоркшире, связал популярность этого ложного утверждения с пропагандой во время Второй мировой войны в Великобритании.

В 1940 году с целью помешать воздушным силам люфтваффе бомбить стратегические объекты в некоторых городах Великобритании отключали освещение сразу во всех районах. В Королевских ВВС для отражения воздушных атак тогда использовали бортовые радиолокационные радары, которые фиксировали приближение немецких самолетов еще до того, как противник достигнет пролива Ла-Манш. Радары оказались эффективным средством, поэтому технологию нужно было засекретить. ВВС Великобритании решили придумать запасную версию для объяснения собственных успехов, и это была морковь. Представители ВВС наперебой рассказывали журналистам о том, что летчики-асы едят очень много моркови и от этого лучше видят в темноте. Неясно, поверил ли Рейх в морковный миф. Однако слоган о том, что морковь значительно улучшает зрение, прочно врезался в сознание английских граждан. Военное положение и отключение электричества заставило и мирных англичан задуматься о способности видеть в темноте так же хорошо, как при дневном свете. Потом эффект был усилен рекламной кампанией с Доктором Морковью, запущенной Министерством продовольствия Великобритании.

Морковный миф очень пригодился министерству, когда в стране начался дефицит продуктов питания. В 1941 году министр продовольствия пытался вдохновить британцев на выращивание и употребление овощей в целях экономии пищевых ресурсов. Кампания вошла в историю как «Кухонный фронт», и овощ стал одним из главных героев агитационных материалов. Позже звезду британской военной пропаганды заметили художники со студии «Дисней». Скоро в американских мультфильмах тоже появилось несколько анимированных морковок.

Так вера в волшебное действие моркови на человеческое зрение стала в послевоенной Европе и Америке одной из важных мифологем, и разочарование в ней достойно того, чтобы еще раз вспомнить преступления нацистов.

Читайте также – 10 мифов о здоровье человека →