Проверка речи – новый формат Slon. Мы проверяем факты, озвученные в публичных выступлениях политиков, бизнесменов, известных людей, и находим в них ошибки и неточности. Если вы обнаружили ошибки, оставляйте комментарии к этому тексту. 

На канале «Москва 24» прошел второй раунд дебатов между кандидатами в мэры Москвы. Прямую трансляцию дебатов, комментарии Slon и реакцию соцсетей можно прочитать здесь. Мы изучили новые высказывания кандидатов (здесь – «проверка речи» по итогам первого раунда). Чем дальше, тем больше видно, что у всех выступающих есть пробелы в знании города, которым им хочется поуправлять. Все-таки очень мудро поступил Сергей Собянин, отказавшись от участия в дебатах, – ведь и он, как свидетельствует анализ Slon, далеко не всегда правильно представляет себе ситуацию в Москве.

Николай Левичев: Мои предложения заключаются в том, чтобы парковка была платной в центре только с 10 до 20 часов в будние дни и стоила 20 рублей в час. Это примерно сравнимо с тем, что существует в центральных городах Европы, где это по карману гражданам и где это все-таки наводит порядок.

Стоимость часа парковки в центре европейских городов:
Лондон: не меньше £4;
Амстердам: €5;
Рим: €1–1,2 в разрешенное время;
Вена: €1–4;
Мадрид: €1–2;
Париж: €2–3.

Михаил Дегтярев: Сегодня 185 станций (в московском метро. – Slon).

На данный момент Московский метрополитен насчитывает 188 станций.

Михаил Дегтярев: А вы знаете, кстати, сколько всего будет до 2020 года потрачено на стройку метро?

Ведущий: Вы сейчас это нам расскажите. Ну, хотите – скажите.

Михаил Дегтярев: 11 триллионов.

Непонятно, откуда взял такие цифры Дегтярев. Согласно программе, подготовленной Министерством транспорта, развитие транспортной системы в Московском регионе до 2020 года потребует 6,756 трлн рублей, из этой суммы планируется направить на развитие метрополитена 1,657 трлн рублей. Финансирование из московского бюджета составит более 1 триллиона рублей, по словам руководителя департамента строительства столицы Андрея Бочкарева. «Общий объем финансирования определен – более 1 триллиона рублей на проектирование и строительство до 2020 года. Горизонты финансирования нам понятны», – сказал Бочкарев; остальные средства будут привлечены из других источников (федеральное финансирование и так далее).

Ведущий: Иван Иванович, если позволите. Вы ездите на метро ведь?

Иван Мельников: Да, я езжу в метро.

Ведущий: А сколько стоит одна поездка на метро?

Иван Мельников: Ну, это зависит, какой билет покупаешь, 28 рублей, если покупаешь абонемент, а так – 30.

Ответ Ивана Мельникова свидетельствует скорее о том, что он все же довольно редко ездит на метро. Если в стоимости билета на одну поездку он не ошибся, то названная им стоимость поездки 28 рублей при покупке абонемента довольно странная; самая близкая к этой цифре – это стоимость абонемента 300 рублей за 11 поездок. Люди, часто пользующиеся метро, как правило, покупают абонемент на 60 поездок за 1200 рублей, то есть одна поездка для человека, регулярно ездящего на метро, обойдется всего в 20 рублей.

Иван Мельников: Я часто бываю в Пекине, там темп по строительству метро примерно в пять раз выше, чем современные темпы строительства метро в Москве.

Алексей Навальный, в оценке темпов строительства пекинского метро говоривший о двукратном превосходстве, гораздо ближе к истине, чем кандидат от КПРФ. Согласно данным агентства «Синьхуа», в течение двух лет, 2013 и 2014 годов, будут введены в эксплуатацию 84,8 км метрополитена. По словам главы столичного стройкомплекса Марата Хуснуллина, в 2013–2014 годах московские метростроевцы сдадут 32 километра (то есть пекинские темпы выше всего лишь в 2,65 раза), причем скорость строительства будет нарастать, на 2015 год запланирована сдача уже 30 километров.

Алексей Навальный: Московское метро ... сейчас будет стоить 9 миллиардов за километр, что в три раза дороже, чем в Европе.

Согласно данным ГУП «Московский метрополитен», «Мосинжпроект» взялся за реализацию контракта по цене 564,7 млрд рублей. Согласно техническому заданию, исполнитель должен обеспечить строительство и проектирование 33 новых станций и 69 км. То есть цена 1 км составляет 8,3 млрд рублей или $251 млн. 

Цена километра метро в Европе (по старым проектам цена пересчитана на 2010 год):

Лондон: $1 млрд;

Амстердам: $410 млн;

Берлин: $250 млн;

Париж: $230 млн;

Копенгаген: $260 млн; 

Неаполь: $130 млн;

Милан: $110 млн.

Парадоксально, но в Италии (с ее небезупречной по части коррупции репутацией) цена 1 км ниже.

В реальности цена сама по себе не свидетельствует о коррупционной составляющей: надо учитывать геологические условия, расходы на выкуп частной собственности, технические особенности проекта (например, в миланском метро на новых линиях составы вдвое короче) и так далее.

Алексей Навальный: У меня уже открыли. Следующее метро, которое должно было быть, – «Братеевская», такой известный Сергей Семенович Собянин, известный вам, назвал его метро «Алма-Атинская». Все жители собрали 100 тысяч подписей, но на них наплевали.

Навальный путает число жителей Братеево и число подписантов. Под петицией за переименование поставили свои подписи около шести тысяч человек, согласно письму жителей. 

Михаил Дегтярев: Нужно начать с транспортно-пересадочных узлов. Их в Москве практически нет. <...> По моим подсчетам, 200 транспортно-пересадочных узлов должно быть.

Непонятно, какие объекты кандидат от ЛДПР относит к категории транспортно-пересадочных узлов, и к тому же он довольно скромен в своих подсчетах необходимого количества ТПУ. На данный момент, по словам главы мастерской НПО транспорта и дорог НИиПИ Генплана Москвы Дениса Власова, в Москве имеются 358 ТПУ. Мэрия запланировала строительство еще 255 ТПУ в Москве. Порядка 390 ТПУ рекомендовано ею к строительству в Подмосковье. 

Николай Левичев: Возьмем троллейбус. Улицы Москвы забиты сегодня троллейбусами, которые не надежны, не комфортны, не пользуются популярностью. Сплошь и рядом видишь троллейбус, который едет по выделенной для него полосе. А в нем 1–2 пассажира. Европа давно отказалась от троллейбусов. Хотя, казалось бы, вроде бы мы до сих пор сегодня считаем, что это экологический вид транспорта. В Лондоне – с 62 года. В Берлине – с 73-го. Это все можно резко увеличить с переходом на другие более эффективные виды транспорта.


Странно апеллировать к лондонскому опыту 1962 года, когда на дворе стояла эпоха дешевой нефти, а слово «экология» было сугубо научным термином. Ирония в том, что сейчас в Лондоне обсуждают планы возвращения троллейбусных маршрутов. Новые троллейбусные системы вводятся в эксплуатацию в последние годы, например, в Италии: в Риме – в 2005 году, в Лечче – в 2012 году.

Михаил Дегтярев: Я являюсь новым москвичом и хочу вам приоткрыть интересную завесу. 80 процентов жилья покупают молодые и активные люди, которые приезжают из регионов.


К сожалению, информацию о молодости и активности риелторы не предоставляют, но сведениями о месте регистрации покупателей они охотно делятся. Как рассказывает генеральный директор компании «Миэль-Новостройки» Софья Лебедева, в период с 2007 по 2012 год количество покупателей из регионов у компании выросло с 8% до 16%... «Регистрацию за пределами столицы и области имеет 18% клиентов "Мортон-Инвест"», – в свою очередь отмечает заместитель генерального директора компании Игорь Сибренков. Причем большая часть формально иногородних покупателей на самом деле живет в Москве. 

Николай Левичев: В Москве цены на проезд на сегодняшний день в любом виде общественного транспорта практически в два раза выше, чем в любом другом городе Российской Федерации.


Это утверждение содержит изрядное преувеличение. Если взять тарифы на проезд в общественном транспорта Санкт-Петербурга (малой родине кандидата в мэры), то нетрудно убедиться, что они близки к московским.

Михаил Дегтярев: По поводу МОЭКа – самое лучшее, это его просто ликвидировать. Это прокладка. Его не существует. Он закупает тепло, энергию у других компаний. Вот и все.


Вот официальная информация: «В эксплуатации компании находится более 16 тысяч км тепловых сетей. МОЭК обслуживает 226 тепловых станций (43 РТС, 45 КТС и 138 малых котельных и автономных источников тепла) общей мощностью 17 529,2 Гкал/ч, а также восемь объектов производства электрической энергии, в том числе шесть ГТЭС, одну мини-ТЭЦ и один энергокомплекс общей электрической мощностью 193,3 МВт и тепловой мощностью 130,8 Гкал/ч. Компания обеспечивает теплом и горячей водой более 70 тысяч зданий, из которых 32,6 тысячи – жилые дома. В компании работает свыше 23 тысяч сотрудников, которые обслуживают 9683 центральных и индивидуальных тепловых пункта».

Алексей Навальный: Я призываю всех, на самом деле, депутатов Госдумы, <...> чтобы эта незаконная приватизация (имеется в виду МОЭК. – Slon), которая затрагивает 15 миллионов москвичей, была отменена.


Вообще-то, официальная численность москвичей 12 миллионов, и вряд ли Алексей Навальный причисляет мигрантов и приезжающих на работу из других регионов (с учетом которых можно было бы говорить о 15 млн) к москвичам.

Сергей Митрохин: Мэр Москвы должен ставить перед федеральной властью такие задачи, которые жизненно важны для города, но находятся в ее компетенции. Какие? В первую очередь у нас пустые границы на юге... У нас ликвидировали пограничные войска. В следующем году к нам могут, когда американцы [уйдут] из Афганистана, к нам хлынут потоки беженцев. Так вот, мэр должен входить в Совет безопасности, ставить эти вопросы перед президентом.


Для претендента на членство в Совбезе неплохо было бы представлять реальное положение дел с охраной границ, а не повторять свое ошибочное утверждение, уже высказанное в первом раунде дебатов. С переименованием Федеральной погранслужбы в Погранслужбу ФСБ, разумеется, никуда пограничники не делись. На данный момент в Погранслужбе ФСБ служат 170 тысяч военнослужащих и гражданского персонала, ежедневно на охрану государственных границ вступают более 10 тысяч пограничных нарядов. Результаты деятельности пограничников за 2012 год тоже не дают повода усомниться в их существовании: оформлен пропуск через государственную границу более 165 млн человек и около 27 млн транспортных средств, наложено 5542 административных взыскания, возбуждено более 2,3 тысячи уголовных дел по факту незаконного перехода границы и вылова биоресурсов, осуждено 1156 человек.