Проверка речи – новый формат Slon. Мы проверяем факты, озвученные в публичных выступлениях политиков, бизнесменов, известных людей, и находим в них ошибки и неточности. Если вы обнаружили ошибки, оставляйте комментарии к этому тексту.
На канале «Москва 24» прошел второй раунд дебатов между кандидатами в мэры Москвы. Прямую трансляцию дебатов, комментарии Slon и реакцию соцсетей можно прочитать здесь. Мы изучили новые высказывания кандидатов (здесь – «проверка речи» по итогам первого раунда). Чем дальше, тем больше видно, что у всех выступающих есть пробелы в знании города, которым им хочется поуправлять. Все-таки очень мудро поступил Сергей Собянин, отказавшись от участия в дебатах, – ведь и он, как свидетельствует анализ Slon, далеко не всегда правильно представляет себе ситуацию в Москве.
Николай Левичев: Мои предложения заключаются в том, чтобы парковка была платной в центре только с 10 до 20 часов в будние дни и стоила 20 рублей в час. Это примерно сравнимо с тем, что существует в центральных городах Европы, где это по карману гражданам и где это все-таки наводит порядок. |
Михаил Дегтярев: Сегодня 185 станций (в московском метро. – Slon). |
На данный момент Московский метрополитен насчитывает 188 станций.
Михаил Дегтярев: А вы знаете, кстати, сколько всего будет до 2020 года потрачено на стройку метро? Ведущий: Вы сейчас это нам расскажите. Ну, хотите – скажите. Михаил Дегтярев: 11 триллионов. |
Непонятно, откуда взял такие цифры Дегтярев. Согласно программе, подготовленной Министерством транспорта, развитие транспортной системы в Московском регионе до 2020 года потребует 6,756 трлн рублей, из этой суммы планируется направить на развитие метрополитена 1,657 трлн рублей. Финансирование из московского бюджета составит более 1 триллиона рублей, по словам руководителя департамента строительства столицы Андрея Бочкарева. «Общий объем финансирования определен – более 1 триллиона рублей на проектирование и строительство до 2020 года. Горизонты финансирования нам понятны», – сказал Бочкарев; остальные средства будут привлечены из других источников (федеральное финансирование и так далее).
Ведущий: Иван Иванович, если позволите. Вы ездите на метро ведь? Иван Мельников: Да, я езжу в метро. Ведущий: А сколько стоит одна поездка на метро? Иван Мельников: Ну, это зависит, какой билет покупаешь, 28 рублей, если покупаешь абонемент, а так – 30. |
Иван Мельников: Я часто бываю в Пекине, там темп по строительству метро примерно в пять раз выше, чем современные темпы строительства метро в Москве. |
Алексей Навальный, в оценке темпов строительства пекинского метро говоривший о двукратном превосходстве, гораздо ближе к истине, чем кандидат от КПРФ. Согласно данным агентства «Синьхуа», в течение двух лет, 2013 и 2014 годов, будут введены в эксплуатацию 84,8 км метрополитена. По словам главы столичного стройкомплекса Марата Хуснуллина, в 2013–2014 годах московские метростроевцы сдадут 32 километра (то есть пекинские темпы выше всего лишь в 2,65 раза), причем скорость строительства будет нарастать, на 2015 год запланирована сдача уже 30 километров.
Алексей Навальный: Московское метро ... сейчас будет стоить 9 миллиардов за километр, что в три раза дороже, чем в Европе. |
Согласно данным ГУП «Московский метрополитен», «Мосинжпроект» взялся за реализацию контракта по цене 564,7 млрд рублей. Согласно техническому заданию, исполнитель должен обеспечить строительство и проектирование 33 новых станций и 69 км. То есть цена 1 км составляет 8,3 млрд рублей или $251 млн.
Цена километра метро в Европе (по старым проектам цена пересчитана на 2010 год):
Лондон: $1 млрд;
Амстердам: $410 млн;
Берлин: $250 млн;
Париж: $230 млн;
Копенгаген: $260 млн;
Неаполь: $130 млн;
Милан: $110 млн.
Парадоксально, но в Италии (с ее небезупречной по части коррупции репутацией) цена 1 км ниже.
В реальности цена сама по себе не свидетельствует о коррупционной составляющей: надо учитывать геологические условия, расходы на выкуп частной собственности, технические особенности проекта (например, в миланском метро на новых линиях составы вдвое короче) и так далее.
Алексей Навальный: У меня уже открыли. Следующее метро, которое должно было быть, – «Братеевская», такой известный Сергей Семенович Собянин, известный вам, назвал его метро «Алма-Атинская». Все жители собрали 100 тысяч подписей, но на них наплевали. |
Навальный путает число жителей Братеево и число подписантов. Под петицией за переименование поставили свои подписи около шести тысяч человек, согласно письму жителей.
Михаил Дегтярев: Нужно начать с транспортно-пересадочных узлов. Их в Москве практически нет. <...> По моим подсчетам, 200 транспортно-пересадочных узлов должно быть. |
Непонятно, какие объекты кандидат от ЛДПР относит к категории транспортно-пересадочных узлов, и к тому же он довольно скромен в своих подсчетах необходимого количества ТПУ. На данный момент, по словам главы мастерской НПО транспорта и дорог НИиПИ Генплана Москвы Дениса Власова, в Москве имеются 358 ТПУ. Мэрия запланировала строительство еще 255 ТПУ в Москве. Порядка 390 ТПУ рекомендовано ею к строительству в Подмосковье.
Николай Левичев: Возьмем троллейбус. Улицы Москвы забиты сегодня троллейбусами, которые не надежны, не комфортны, не пользуются популярностью. Сплошь и рядом видишь троллейбус, который едет по выделенной для него полосе. А в нем 1–2 пассажира. Европа давно отказалась от троллейбусов. Хотя, казалось бы, вроде бы мы до сих пор сегодня считаем, что это экологический вид транспорта. В Лондоне – с 62 года. В Берлине – с 73-го. Это все можно резко увеличить с переходом на другие более эффективные виды транспорта. |
Михаил Дегтярев: Я являюсь новым москвичом и хочу вам приоткрыть интересную завесу. 80 процентов жилья покупают молодые и активные люди, которые приезжают из регионов. |
Николай Левичев: В Москве цены на проезд на сегодняшний день в любом виде общественного транспорта практически в два раза выше, чем в любом другом городе Российской Федерации. |
Михаил Дегтярев: По поводу МОЭКа – самое лучшее, это его просто ликвидировать. Это прокладка. Его не существует. Он закупает тепло, энергию у других компаний. Вот и все. |
Алексей Навальный: Я призываю всех, на самом деле, депутатов Госдумы, <...> чтобы эта незаконная приватизация (имеется в виду МОЭК. – Slon), которая затрагивает 15 миллионов москвичей, была отменена. |
Сергей Митрохин: Мэр Москвы должен ставить перед федеральной властью такие задачи, которые жизненно важны для города, но находятся в ее компетенции. Какие? В первую очередь у нас пустые границы на юге... У нас ликвидировали пограничные войска. В следующем году к нам могут, когда американцы [уйдут] из Афганистана, к нам хлынут потоки беженцев. Так вот, мэр должен входить в Совет безопасности, ставить эти вопросы перед президентом. |