Фото: ИТАР-ТАСС / Михаил Метцель

Ровно в 20:00 к зданию ВГТРК на улице Правды подъезжает машина первого кандидата. На входе люди: представители других кандидатов и журналисты. Проносится шепот, передающийся по цепочке: «Навальный приехал». Усатый седой мужчина начинает оперативно докладывать, что заехал Навальный и сейчас выходит из машины. Степень накаленности обстановки вызывает ощущение, что выйдет из машины как минимум Арнольд Шварценеггер и раздаст всем автографы.

Всех сопровождающих Навального провожают в гостевую комнату на втором этаже, а самого участника дебатов уводят в гримерную. На протяжении всего пути до гостевой комнаты абсолютно все встречающиеся люди отрываются от дел и провожают кандидата взглядом. Несколько раз к нему подходят сотрудники ВГТРК и просят сфотографироваться. Возникает подозрение, что ты – свидетель исторического события, но не удается забыть: точно такое же ощущение возникало и два года назад на митингах оппозиции, хотя с тех пор мало что изменилось. Разве что появилось несколько уголовных дел.

Сразу после Алексея Навального приехал Иван Мельников с молодым помощником. Глядя на Мельникова, понимаешь, чем он на самом деле занят на дебатах, да и вообще на выборах: наблюдает за изменениями окружающего ландшафта. Что, в принципе, неудивительно для профессора мехмата МГУ. Он крайне вежлив и действительно интеллигентен, особенно если сравнить с поведением еще одного кандидата, Николая Левичева. Если кто-то что-то потерял или ищет, Мельников предлагает помощь. Предлагает ручку пресс-секретарю Алексея Навального Анне Ведуте. Та замечает, что думала, будто ручки остались только у Левичева и он ими пишет по айпэду.

Следующим приходит Михаил Дегтярев в сопровождении трех помощников – рыжей девушки на очень высоких каблуках, просто русоволосой девушки на высокой платформе из пробкового дерева и молодого человека, у которого кандидат Дегтярев, кажется, и учится новому для себя ролевому поведению.

Все это время телевизор в гостевой комнате показывает новости телеканала «Москва 24», после часового просмотра которых любой зритель должен убедиться: только Сергей Семенович Собянин является спасителем и светлым будущим города Москвы.

Следующей в комнате в сопровождении двух помощников появляется народная артистка России Римма Васильевна Маркова. В качестве гостя Николая Левичева. Сам кандидат пока вроде бы в гримерке.

Кандидаты входят и выходят. В гостевой комнате достаточно непринужденная атмосфера, все команды хоть и готовятся к выступлению своих кандидатов, пребывают в расслабленном состоянии. Центром расслабленности оказывается Иван Иванович Мельников. Именно к нему присаживается сначала Алексей Навальный, а затем и подошедший Сергей Митрохин. Михаил Дегтярев в этой обстановке явно чувствует себя чуть-чуть неловко, так как сосредоточенно входит в образ преемника Жириновского. Образ этот теперь известен всем, кто следит за ходом избирательной кампании.

Где-то за полчаса до начала дебатов взволнованные женщины-гримеры подходят к команде Навального, подробно рассказывают: «Алексею Анатольевичу обязательно надо следить за теми местами на лице, которые начинают блестеть», – и взволнованно кивают, что явно означает: так ведь и проиграть недолго. Возможно, это любовь.

Последним в гостевую комнату заходит Николай Левичев, и тонкими крепко сжатыми губами, обещающими месть всему живому, расцеловывает Римму Маркову. Говорит «здравствуйте» всему пространству, но никому конкретно. И в этот момент заметно, что самый нелюбимый ученик в классе именно он, а не ломающий комедию Михаил Дегтярев.

Все пять кандидатов садятся на диваны, и наступают секунд семь спокойствия. Секунд могло быть и десять, и даже двадцать, да и вообще, насколько помнит автор, перед любыми дебатами требуется прийти в состояние полного спокойствия. Но тут буквально из-под земли перед Навальным возникает прекрасная брюнетка. На девушке надето бежевое платье в крупный черный горошек, оранжевый шарфик, а бежевые туфли с каблуками 15 см улучшают, видимо, не очень высокий рост. Серебряный крестик в глубоком вырезе и зеленый бейджик «Гость» в нем же пытаются то ли отвлечь, то ли привлечь внимание к самому вырезу. Такие бейджи, кстати, есть у всех присутствующих в комнате, но не у всех такие декольте. Красивые глаза девушки вот-вот наполнятся слезами. Девушка, судя по всему, досчитав до трех, трагическим голосом обращается к кандидату Навальному:

– Вам не стыдно?
 Простите, это вас Николай Владимирович послал ко мне? – Отвечает вопросом на вопрос кандидат Навальный, совершенно не оскорбленный, а скорее заинтересованный началом шоу. – Может быть, тогда Николай Владимирович подойдет ко мне, и мы сможем поговорить? – Кандидат делает приглашающий жест рукой.
 Как вам не стыдно, вы мне вчера чуть не сломали руку!

В этот момент кандидат Левичев, до того просто рассматривавший всех вокруг, начинает внимательно изучать новости о строительстве метро и делает вид, что его совершенно не интересует происходящее.

 Я вам ничего не ломал, – замечает Навальный.
 Вам не стыдно? – Начинает повышать голос девушка, и кажется, что кандидат Навальный как минимум убил всех голубей в городе.
 Слушайте, это какая-то провокация? Как вас зовут? Я вас вижу в первый раз!
 Меня зовут Наталья, а вы мне вчера ломали руку – брюнетка с глазами Бэмби и декольте Мэрилин Монро протягивает тонкую загорелую руку с белыми часами на ней. Рука выглядит не очень сломанной. Даже, можно сказать, совсем не сломанной. Но все в жизни бывает.
 Пожалуйста, передайте Николаю Владимировичу, что он находится в двух метрах от меня и может обсудить со мной все, что его интересует, прямо сейчас.
 Вы же точно знаете, что ломали мне руку тайком, пока никто не видит, – настаивает Наталья.
 Что вообще происходит? Вы в следующий раз придете ко мне с анализом ДНК отцовства или с чем еще?
 Не подавай ей идей, ну слушай, – раздается голос в команде Навального.

Тут сотрудники телеканала «Москва 24», и до этого пытавшиеся прервать диалог и вывести девушку из комнаты, начинают совсем уже активно выпроваживать жертву кандидата Навального и обращаются к команде кандидата Левичева с просьбой устранить проблему. Кандидат Левичев продолжает с мертвым лицом смотреть в экран телевизора и не обращает никакого внимания на происходящее.

Спустя некоторое время из разговоров между сотрудниками охраны канала становится понятно, что Наталья с новой формой перелома действительно пришла в составе штаба Левичева, а сама замена гостя произошла в последний момент. При этом публично все от нее открещиваются, что не очень украшает команду: могли бы и защитить девушку, на которую вероломно напал другой кандидат.

После улаживания конфликта все кандидаты наконец приглашаются в студию, и теперь главная задача для всех – не попасть в кадр в качестве свиты «интеллигентного кандидата» Левичева. На его фоне и кандидат Дегтярев становится просто забавным украшением ландшафта. Уже в самой студии во время жеребьевки Николай Левичев постоянно избегает взгляда Алексея Навального, но как только тот отворачивается, украдкой наблюдает за ним и только за ним. Остальные кандидаты пытаются шутить и как-то разрядить обстановку.

Далее начинаются дебаты, и никого в студии к этому моменту остаться не должно, кроме операторов, ведущего и самих участников. Все возвращаются в гостевую комнату и наблюдают по телевизору за происходящим.

Сам автор пытается выяснить у охранников дальнейшую судьбу девушки и не сильно следит за тем, что творится на экране, но вдруг оттуда раздается голос кандидата Дегтярева:

 У нас 120 км побережья, Москва – город-курорт! Мы насыплем везде песчаные пляжи!
 А посмотрите на велосипеды, – настаивает кандидат от ЛДПР, – нельзя в такой экологической обстановке развивать велосипедный транспорт!
 Мне хочется купаться повсюду, – замечает ведущий, обращаясь к кандидату Навальному.
 Если вы хотите купаться повсюду, то, наверное, Москва не тот город, в котором вам стоит жить, – замечает капитан Навальный, – я живу на Юго-Востоке Москвы, и когда мы с женой и детьми гуляем в единственном парке, то нам открывается вид на трубу Московского нефтеперерабатывающего завода. То же самое происходит и с водоемами, и с выборами, в смысле, с выбросами.
 Да нет, с выборами в принципе то же самое происходит, – начинают комментировать присутствующие в гостевой комнате, причем все.

Михаил Дегтярев активно нападает на Николая Левичева за предательство русского народа в деле раздельного сбора мусора, не забывая напомнить, что кандидат Левичев социалист. При этом Дегтярев умудряется использовать слово «волюнтаризм» в контексте сбора все того же мусора, а его команда в этот момент перестает пытаться сдерживать смех.

Следующий экологический вопрос кандидата Дегтярева достается кандидату Навальному, и первым словом в вопросе, конечно же, оказывается «Кировлес». Смешки от штаба Дегтярева в этот момент все сильнее, впрочем, и остальные не пытаются сдерживаться. Сходство с Жириновским середины 1990-х из-за производимого эффекта становится все сильнее. После незабываемого диалога между двумя кандидатами о том, не поедет ли кандидат Навальный налаживать ситуацию с лесами в Самарской области, в спор видных экологов включается кандидат Митрохин. И не забывает сообщить, что вчера разрушил баню в Лосином Острове и что надо бороться с борделями там же. «Хватит ломать Москву!» – возмущается кандидат Дегтярев. Кандидат Мельников в этот момент явно продолжает записывать воображаемые мемуары для внуков. Кандидат Левичев опять никому не интересен.

После окончания программы все участники шоу возвращаются, садятся за один стол во главе с ведущим Дмитрием Щугоревым и обсуждают следующий раунд дебатов, который будет проходить на радио. Все вполне добродушно настроены. Алексей Навальный просит Михаила Дегтярева не устраивать слишком интенсивный балаган: «Миша, просьба только к тебе, не перебивай!» Николай Левичев теперь пытается вступить в диалог, но только все с тем же Михаилом Дегтяревым, постоянно указывая на его интеллектуальный уровень, что в контексте происходящего вокруг кандидата от «Справедливой России» выглядит уже не слишком убедительно.

Уже на выходе из здания Николай Владимирович Левичев заботливо провожает Римму Васильевну Маркову, все остальные кандидаты принимают расслабленный вид, но тут из-за машины Алексея Навального раздается женский крик: «Ты мразь конченная!» Девушка уже другая. Она стоит и всем своим видимо показывает, что собирается побить ненавистного ей Навального. На всякий случай он быстро скрывается в машине, хотя девушку и держит какой-то молодой человек, приходящийся ей скорее другом, чем врагом.

Самого Левичева окружают, расправив руки, несколько охранников и не дают пройти журналистам к его машине. Мельников, Митрохин и Дегтярев садятся спокойно в сопровождении своих помощников и уезжают без усиленной охраны.

– Это вторая, тоже из группы Левичева, – переговариваются между собой сотрудники охраны здания и полицейские.