Вид с вертолета на затопленное село. Фото: Игорь Агеенко / ИТАР-ТАСС
На Дальнем Востоке уже месяц идут дожди – они стали причиной сильнейшего паводка. Подтопленными оказались более 140 населенных пунктов. Более 30 тысяч человек эвакуированы и признаны пострадавшими. Площадь наводнения – более двух тысяч квадратных километров. Вода уже подступила к домам в городской черте Хабаровска. Ущерб и объем затрат, связанных с ликвидацией последствий катастрофы, оценили в сумму около 10 млрд рублей. Обстановка не улучшается: хотя дожди закончились, с подтопленных населенных пунктов вода пока не уходит.
Глава Минздрава Вероника Скворцова пообещала, что в борьбе с последствиями паводков будет использоваться опыт Крымска. Если сравнивать ситуацию с Крымском, то географически наводнение на Амуре гораздо масштабнее, к тому же, Крымск затопило внезапно, а Дальний Восток заливает уже месяц. «Что, нужно было каждого обойти?» – недоумевал тогда губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, а губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт в буквальном смысле лично садится в лодку и уговаривает подтопленцев эвакуироваться. А главное, на Дальнем Востоке никто не погиб (но это у нас – у китайцев уже более 200 жертв).
Митя Алешковский, фотограф, волонтер, координатор фонда «Нужна помощь»
Масштаб катастрофы там значительно больше, чем в Крымске. В Китае сотни жертв, у нас нет, слава богу. Но не стоит сравнивать с Крымском, это абсолютно разные стихийные бедствия, потому что там вода пришла и ушла, а тут две недели стоит и не уходит. И причины здесь исключительно природные: выпало очень много осадков. Вроде бы сейчас вода начинает потихонечку сходить, но если опять пойдет дождь, то все затопит заново. А там ужасная ситуация: скоро наступят холода, и если не предоставить пострадавшим дома, люди останутся на улице. Десятки тысяч находятся в эвакуационных пунктах, но точной статистики нет».
Фото из Facebook Алешковского:
Денис Рудь, волонтер из Благовещенска
Я живу в Благовещенске. Сам город пострадал, но минимально, больше пригород и область. Мы спонтанно собрались в твиттере и пошли помогать, нас таких человек семьдесят по городу. Нужны строительные материалы. Очень нужны детские вещи в школу – ранцы, портфели, тетради, канцелярия. Сайт правительства, правда, писал, что начало учебного года могут перенести, ведь в некоторых школах находятся пункты временного размещения пострадавших. Есть села типа Мазаново, откуда и вода не уйдет до первого числа. Прогнозируют, что к сентябрю она начнет уходить и к октябрю вернется в русла.
Полностью затоплено село Владимирское, а это дорогие коттеджи, там всего два дома осталось. Жители сейчас подают заявления на компенсацию ущерба, им обещают порядка 50 тысяч за дом. Поселок Белогорье остается последней проблемной точкой: везде вода уходит, а там сегодня поднялась на два сантиметра. Там МЧС строит дамбу. Вокруг города уже возведены дамбы, так что нам не страшно, тем более пик прошел.
Около месяца идут дожди, вода стоит больше двух недель. Сегодня только второй солнечный день, до этого месяц лил дождь. Люди из сел не все хотят эвакуироваться: были факты мародерства, поэтому многие остаются до сих пор в затопленных домах. Некоторые люди месяц так живут: выгнали машины на трассу, ездят на них за продуктами, а потом возвращаются в поселок, садятся с продуктами на лодку и плывут домой. Мы живем на границе с Китаем – тут всего 800 метров, и в ближайшем китайском населенном пункте 15 погибших. У них не так поднята набережная и плотность населения больше, люди просто не успели спастись. У нас нет жертв: область малонаселенная».
Фото из Facebook Алешковского:
Александр Леонкин, блогер, волонтер из Хабаровска
Сегодня возводили дамбу на набережной Хабаровска, ночью дамба замкнется. Вода уже выплескивается на набережную. Есть всего несколько зон, где опасность серьезная, в первую очередь самая южная часть города, где поселок Красная Речка, там ночью была эвакуация. Сейчас уровень воды 7,1 м, прогнозируют поднятие до 7,7 м. Она прибывает со скоростью метр в неделю, а завтра обещают опять дожди как минимум до понедельника.
Волонтеров в городе несколько сотен, плюс подключена армия. Длина набережной – больше двух километров, мы с военными работаем единым фронтом, есть разделение труда. Подъезжает машина, вываливает песок, мы за десять минут успеваем эту кучу рассовать по мешкам – одна бригада набивает, другая грузит, третья укладывает. Кто-то в рабочее время приходит, отпрашивается, я после работы прихожу. Активисты вместе с полицией организовали штаб: набережная для доступа огорожена, там полиция охраняет входы, но приходишь в штаб и через них проходишь. Нас приглашают на заседания совместно с МЧС.
Гуманитарную помощь начали собирать. Людей эвакуируют в школы. Сильно пострадали два острова – Кабельный и Большой Уссурийский, там дач очень много, несколько тысяч, и дачникам выплачивается денежная компенсация. У нас вода наступала постепенно, и людей предупреждали: к вам придет вода, вот катера, уезжайте. Губернатор сам ездил, упрашивал, но они отказываются. Теперь никто не знает, когда это закончится.
Фото из Facebook волонтера:
Денис Бутенко, блогер, волонтер из Хабаровска
Днем волонтеров было 150 человек. Сначала работали отдельно волонтеры, отдельно солдаты, к вечеру все объединились. Мы собирали песок в мешки, солдаты укладывали. Работали, пока не стемнело, – до половины одиннадцатого. Наводнение длится месяц, но о том, что нужна помощь, объявили в соцсетях в пятницу. Пришли первые человек пятнадцать, в субботу было уже человек 40–50, в воскресенье еще больше, потом – еще. Но на такой большой город этого очень мало.
Сегодня мы работали над укреплением набережной, жилого массива в районе затона и частного сектора на южной окраине, на Красной Речке. Но завтра на Красную Речку уже не пойдем: там народ эвакуируют, дамба не помогает. У нас земляные дамбы строят третью неделю, и их прорывает, а через мешки с песком тем более пройдет.
Вся информация поступает от штаба города по чрезвычайным ситуациям: они сообщают, что там-то требуется помощь, и волонтеры выдвигаются туда. С МЧС мы только организационные вопросы решаем, а с солдатами работаем очень дружно. Никаких конфликтов: все общаются, все дружны, шутят, смеются. Много студентов – у них каникулы, и они с самого утра и до позднего вечера на набережной. Несколько человек отпрашиваются с работы на час-два пораньше.
Фото со страницы «ВКонтакте» волонтера:
Максим Ихсанов, житель Хабаровска
У нас только вчера прекратились дожди, и я впервые прогулялся. Город живет обычной жизнью, только на набережную много зевак приходит посмотреть на воду. Это правда производит впечатление: на набережной хорошо видно, что вода на несколько метров выше, чем обычно. Сегодня какой-то чиновник приехал на набережную, я видел: толстый мужчина, рядом машина с госномерами. Сотрудники МЧС говорят, что сейчас максимальный уровень и больше он повышаться не будет. По крайней мере больше, чем на метр. МЧС по набережной прокладывали мешки с песком – вся набережная покрыта красивым орнаментом из мешков. Некоторые горожане выходят помогать МЧС, особенно на выходных. Волонтеры «ВКонтакте» опубликовали призыв: тонем, выходите строить дамбы! Но эта паника только в интернете, а так Хабаровску помощь не нужна. Если вода поднимется еще на метр, ничего критичного не произойдет. Говорят, в домах, которые очень низко стоят, затопило подвалы. В окрестностях города поселки расположены гораздо ниже, и там трагическая ситуация: их затапливает, и людей увозят, в школах города открыты эвакуационные пункты. У меня знакомая в Амурской области, мы созванивались – она говорит, там что-то ужасное. Фото из Facebook жителя: