Я не мог не ответить на колонку Дмитрия Потапенко, потому что высказанные в ней взгляды являются смесью воинствующего мракобесия и неизжитых комплексов рабовладельца. Чем больше работодателей в России будут разделять подобные взгляды, тем хуже будет состояние российской экономики. Я пишу этот текст с другой стороны воображаемой баррикады, которую возвел в своем тексте Дмитрий. Я как раз большую часть жизни был предпринимателем, что не мешает мне сегодня быть наемным работником и возглавлять IT-направление в крупном банке.

Мой предпринимательский опыт насчитывает 18 лет, и большую часть этого времени я провел в Америке, где отношение к предпринимательству и предпринимателям несколько иное. По статистике, около 60% американцев открывали свое дело. При этом в моменте только 15% владеют собственным бизнесом. Из оставшихся 45% кто-то разорился, кто-то продал свой бизнес, кто-то ушел работать по найму. Из этого никто не делает трагедии. Никто не говорит бывшим предпринимателям, что обратного пути нет. Тезис Дмитрия Потапенко «предпринимательство – путь в одну сторону» – это какая-то неизжитая советская тоска по принадлежности к манящему и незнакомому классу капиталистов, отражение кастового сознания, отделяющего «расу предпринимателей» от «простолюдинов». В нем как будто читается страх самого Дмитрия «залететь так высоко и сорваться жестоко». 

В США предпринимательский опыт – почти всегда плюс в глазах работодателя. Потому что люди, прошедшие через свой бизнес, зачастую более инициативны и ответственны, чем их конкуренты на рынке труда. В динамичной и конкурентной экономике это всегда плюс. В обществе, где взаимоотношения в большей степени построены вокруг работы, нежели статусов и социальных иерархий, отношение к предпринимательству намного более здоровое.

Многие проекты строятся со стратегией выхода – создаешь стартап, развиваешь, раскручиваешь, продаешь, команда осталась на проекте, а ты отправился в свободное плавание. Если в обойме уже есть идея следующего проекта – замечательно. Если нет – нанимаешься на работу, чтобы не терять навыки. Если однажды тебе снова придет в голову хорошая идея, ты напишешь заявление, передашь дела и снова станешь предпринимателем. Это круг может повторяться снова и снова.

Может быть и по-другому. Стартап не взлетел, второй Google не получился. Ничего страшного. Это происходит со многими, и жизнь не закончилась. Ты все еще человек, у которого есть две руки, две ноги, голова, знания и опыт. Да, пусть отрицательный, но зачастую он не менее полезен, чем положительный.

В каком-то смысле предпринимательство – это, действительно, путь в одну сторону, потому что, встав на него, ты уже не мыслишь концепцией «моя зарплата в рынке». Ты расцениваешь себя не как строку в штатном расписании, а как инструмент для достижения целей компании, как инвестицию работодателя, которая должна обеспечить ему возврат. 

Предприниматель, прошедший через взлеты и падения собственного бизнеса, знает, откуда берутся зарплатные деньги, и отчетливо понимает, сколько надо отгрузить шестеренок, чтобы заработать на зарплату самого низкооплачиваемого сотрудника фирмы. Вдобавок, он понимает, что мало отгрузить шестеренки, надо еще получить оплату за них без просрочки. Когда вас, владельца бизнеса, кинет поставщик, клиент или партнер, кто войдет в ваше положение? Бюджетник, который привык работать по принципу «работаю – 120 рублей получаю, не работаю – 120 рублей получаю», или тот, кто плавал и знает? Из предпринимателя может получиться лучший игрок команды, потому что он понимает, что вся фирма должна сработать как одно целое и бесполезно требовать премию за свою идеальную работу, если вместе вы не добились необходимого результата.

Свой бизнес учит уму и изворотливости, умению выжимать максимум из ограниченных ресурсов. Для малого бизнеса это вообще залог выживания. Если речь идет об IT, то бывший предприниматель будет совсем иначе относиться к деньгам компании. Он не побежит покупать новое оборудование, если можно модернизировать старое. Бывший предприниматель совершенно по-другому относится к эффективности и с намного большей вероятностью предпочтет интенсивное развитие экстенсивному. Если в вашем сотруднике есть предпринимательский дух, то он станет движителем конкурентной борьбы, а не будет довольствоваться статус-кво и текущим положением на рынке, гарантирующее ему занятость на насиженном месте.

Все успешные предприниматели прошлого и настоящего говорили, что надо не бояться нанимать людей умнее себя, тех, кто больше знает и лучше разбирается в своем деле. Это правило стало особенно актуальным в экономике знаний, когда каждый элемент системы должен быть максимально компетентным в своем деле. Возможно, Дмитрий не заметил некоторых перемен, но современные компании – это уже давно не «налево кругом марш» и не «бери больше – кидай дальше». Здесь каждый сотрудник должен ежедневно решать множество сложных задач, проявлять инициативу, постоянно применять новые знания. Тип бизнесмена, который знает каждую гайку в каждом станке на заводе, давно в прошлом – столько информации, сколько генерит современный бизнес, один человек, даже самый одаренный, в голове не удержит. Нанимать тех, кто «слишком много знает», страшно только тем, кто боится, что его подсидит более активный, агрессивный, напористый, амбициозный лузер. Простите, но кто после этого лузер?

И наконец, позиция Дмитрия, если ее примет большинство российских работодателей, просто опасна для экономики. Потому что к типичному для всех стран страху потерпеть неудачу добавляется еще чисто российский страх остаться на улице после этой неудачи. Неудача становится вдвойне, а то и в десять раз страшнее. Только очень смелый человек начнет свой бизнес, если есть риск, что ты станешь «прокаженным», больше никогда не найдешь работу по специальности и будешь вынужден пойти работать грузчиком, как предлагает Дмитрий.

Такой стереотип поведения на микроуровне запустит очень опасную нисходящую спираль на уровне всей страны. Страшно потерпеть неудачу + страшно остаться на улице => меньше людей хотят стать предпринимателями => меньше предпринимателей => меньше инициативы => больше крупных монополий => меньше товаров и услуг => ниже уровень жизни и темпы экономического роста. 

Предприниматели в России в условиях госкапитализма кровно заинтересованы в росте размеров предпринимательского класса. Потому что в этом случае они получат больше потенциальных покупателей своих товаров и услуг. А для этого им нужно оказывать взаимную поддержку тем, кто потерпел неудачу, чтобы они могли собраться с силами и снова начать собственное дело. Наконец, позиция Дмитрия противоречит даже его собственным интересам. А если его собственный бизнес разорится? Неужели он хочет оказаться тем самым «прокаженным», от которого отворачиваются другие предприниматели, и пойти работать грузчиком?