Сергей Гуриев. Фото: ИТАР-ТАСС / Дмитрий Серебряков

Находящийся в Париже экономист Сергей Гуриев представил с помощью телеконференции бизнесменам, которые собрались в отеле Ritz-Carlton в Москве, предвыборную программу Алексея Навального. Читайте репортаж Slon с обеих сторон экрана.

Париж, Институт политических наук

Свое выступления Сергей Гуриев собирается проводить из нового кабинета в Институте политических наук (SciencesPo). На кабинете нет даже таблички. «Я только пару дней назад в него въехал». Завтра – первая лекция для студентов SciencesPo по экономике в качестве приглашенного профессора. 

Внутри десятиметровой комнаты стол, стул и несколько пока еще пустых полок. Больше ничего. Гуриев замечает, что и в Москве его кабинет был устроен так же аскетично, правда, был немного больше по размеру: «Зато это здание XVIII века. Красиво». 

Он кладет на стол ключи с хипповским брелоком и телефон. Это небольшое дополнение к макбуку, стоящему на увесистом учебнике по экономике, небольшой пачке листов, исписанных основными тезисами на английском языке, и паре банок диетической кока-колы, купленных в университетском автомате. «На большее количество не хватило монеток», – смеется Гуриев. 

«Да, это моя идея с этим ужином, потому что было очень много вопросов про программу и Навального, и я подумал, что будет правильным собрать всех в одном месте», – говорит он, отвечая, как возникла идея провести это мероприятие. И тут же добавляет: «Но здесь главное действующее лицо – не я. С Навальным сейчас гораздо труднее поговорить. Он человек занятой, проводит ежедневно по 3-5 встреч с избирателями и дает очень мало интервью. Ему некогда спокойно поговорить с инвесторами и предпринимателями. Поэтому это действительно важное событие последних недель – с тех пор, когда он начал восприниматься всерьез именно как кандидат в мэры».

До начала трансляции остается 15 минут. Гуриеву по скайпу звонят московские организаторы, он начинает тестировать видеосвязь: «Меня слышно? Отлично. Я надеюсь, что все пройдет хорошо и нас не будут ддосить. Нет, телефон я отключать не буду – обычно мне никто не звонит». В этот момент на телефон приходит эсэмэска. «О, пишут: аншлаг, полный зал, и холл забит». Он переставляет ноутбук от окна к стене, ставит около экрана лампу – «чтобы правильно падал свет». 

Гуриев говорит, что первоначальный вариант экономической предвыборной программы был представлен на официальном сайте кандидата Алексея Навального еще 1 июля, и с ним были ознакомлены волонтеры. Отправные точки для работы над программой разработчики получили от Владимира Ашуркова (исполнительный директор Фонда борьбы с коррупцией и доверенное лицо Навального. – Slon). Чем отличается вариант, который будет представлен сейчас? Гуриев говорит, что костяк программы остался тот же, но в момент ее публикации не было приговора по «Кировлесу» плюс у инвесторов накопилось к Навальному много вопросов. Что касается разницы между экономическими программами Навального и других кандидатов, Гуриев говорит, что «в общем программа, по сути, у всех одна и та же. Все за всё хорошее и против всего плохого». Однако важное и, пожалуй, главное отличие, по мнению Гуриева, все же есть: Сергей Собянин и его команда не верят в возможность децентрализации городского управления через муниципалитеты, а Навальный делает на это основной упор. Гуриев объясняет логику Собянина тем, что «слишком большой город, которым не так просто управлять, нужно контролировать решения на уровне центра, поэтому они говорят: ни копейки денег из бюджета мы муниципалитетам не дадим». У Алексея Навального, по его словам, противоположная позиция. 

Рассказывая о том, как он отправлял ссылки на анонс мероприятия своим знакомым, Гуриев говорит, что «были и те, кто отказался от приглашения в самый последний момент со словами «причины объясню позже». Я, в общем, могу их понять. Да и причины бывают разные». Впрочем, количество тех, кто не пришел по политическим мотивам, он характеризует «очень небольшим»: «Тем, кто изначально бы не пришел я приглашения не посылал. Для многих моих коллег, которые сейчас работают на политических оппонентов Навального, сам факт того, что я пришлю им приглашение – уже может быть опасным».

Несмотря на то что в нашей беседе то и дело проскальзывает слово «инвесторы», Гуриев протестует против трактовки «политическое роуд-шоу»: «Это не роуд-шоу. Я ничего не продаю, и это не фандрайзинговое мероприятие. Я просто рассказываю о том, что важно знать для тех, кто делает бизнес в России. Я не получаю за эту работу никаких денег, и от этих выборов в моей личной карьере ничего не изменится». 

Гуриев заканчивает общение фразой: «Как патриот, я всегда хотел рассказывать хорошее про Россию, и сейчас у меня есть такая возможность: рассказать, что есть такой кандидат и такая настоящая избирательная кампания».  

Все. Время ожидания истекло. Звонит скайп, и я выхожу из профессорского кабинета. Аудитория Сергея Гуриева находится по ту сторону экрана.
 

Москва, Ritz-Carlton

У бизнесменов к столичным властям свои претензии.

– В районе Сити ужасные дороги. Я каждый год чиню диски на своем «порше», – жалуется представительный мужчина в костюме. Кто-то замечает, что у семерки BMW тоже случаются проблемы с колесами на московских дорогах.

Такие разговоры можно было услышать в кулуарах отеля Ritz-Carlton вечером 2 сентября. 120 представителей бизнеса пришли в Ritz на ужин с экономистом Сергеем Гуриевым, который должен был представить предвыборную программу кандидата в мэры Москвы Алексея Навального. Это мероприятие стало самой долгой и необычной встречей кандидата с избирателями.

Ritz-Carlton и Hyatt – единственные отели в Москве, которые, по словам организаторов, согласны принимать у себя подобные мероприятия. На первой встрече в Hyatt было около 60 бизнесменов, речь шла преимущественно о фандрайзинге. На второй встрече в приглашении стояла пометка: «Стоимость ужина 7800 рублей, эти средства полностью идут на расходы по организации ужина и не имеют отношения к финансированию избирательной кампании. Оплата осуществляется в день ужина отелю The Ritz-Carlton наличными или картой».

Многие представители делового сообщества пришли на ужин инкогнито или прислали своих представителей. Пригласивший меня на эту встречу топ-менеджер одной крупной инвестиционной компании просит не упоминать его имя: «Могут подумать, что моя компания поддерживает Навального, хотя это не так: я и еще пара моих коллег пришли сюда в частном порядке». Это еще что – в одной госкомпании, по утверждению моего собеседника, менеджерам спустили директивы: не приходить на ужин с Гуриевым и Навальным ни в каком качестве.

Представитель другой инвестиционной компании попросил не называть его по тем же причинам: «Я предупредил своего работодателя, что собираюсь посетить это мероприятие, чтобы, в случае чего, не было недопонимания. Он отнесся с пониманием. Но мне бы не хотелось, чтобы мое участие здесь, как представителя компании, фигурировало в СМИ».

Впрочем, далеко не все так осторожничают. Например, Павел Васильев, топ-менеджер Sberbank CIB, пришел с логотипом Сбербанка на лацкане. Спрашиваю, не боится ли он, что за посещение подобного мероприятия последуют санкции на работе. Он начинает кипятиться: «Какие санкции? Вы знаете, как на предстоящих выборах будет голосовать Греф? Вот и я не знаю, это личное дело каждого». Раньше Васильев работал в ВТБ. Будучи сотрудником госкорпорации, разоблачаемой Навальным, он стал одним из создателей проекта «Гражданин наблюдатель» и даже поучаствовал в написании книги «Разгневанные наблюдатели». Сейчас он прямо заявляет о том, что ведет агитацию за Навального на пикетах, в метро, в автомобиле.

– Мы как высококлассные футбольные игроки. Уволят из одного клуба из-за каких-то разногласий – пойдем работать в другой за большие деньги. Или уедем из страны, – объясняет свою логику один из участников встречи. – Топ-менеджеры в этом смысле менее уязвимы, чем собственники бизнеса. 

На встрече были замечены также экс-министр труда и социального развития Александр Починок, представители банков «Открытие», BNP Paribas, инвестиционной компании Renaissance Capital.

– Вы знакомы с Навальным? – спрашиваю я у одного из топ-менеджеров. Ему предложили сесть за ужином за один стол с Навальным, но он вежливо отказался.

– Нет, зачем мне это? Он всего лишь функция.

Ведущий встречи Аркадий Островский из The Economist признается, что изначально была идея провести встречу в закрытом формате – с максимально открытой дискуссией, без последующего цитирования. Но соблюсти формат не удалось.

В половине восьмого в конференц-зале подали закуски из лосося и включили мониторы – на прямой связи из Парижа Сергей Гуриев: «Я вас не вижу, но, судя по списку участников, в зале много знакомых лиц».

Гуриеву неоднократно приходилось отвечать на вопросы знакомых бизнесменов касательно работы над предвыборной программой. В какой-то момент он понял, что существует потребность во встрече с деловым сообществом. Саму программу можно почитать на сайте кандидата. Гуриев напомнил основные принципы программы (борьба с коррупцией, децентрализация, подотчетность власти, улучшение конкуренции, приоритет публичного транспорта). Затем он рассказал о конкретных планах по борьбе с централизацией власти. Даже в тех ситуациях, где мэр не является ответственным (например, за обеспечение общественного порядка), можно, по мнению Гуриева, создать рычаги для влияния на ситуацию – например, нанимая частные охранные предприятия. 

«Мы собираемся потратить те деньги, которые мы сэкономим за счет борьбы с коррупцией и за счет повышения прозрачности, на то, чтобы обеспечить достойную жизнь всем москвичам. Наши расчеты показывают, что мы можем удвоить московскую прибавку к пенсии», – заверил экономист. По его словам, речь также идет о десятках процентов, на которые можно снизить тарифы при наведении порядка в сфере ЖКХ.

Сергей Гуриев не обошел стороной и волнующий многих вопрос: что произойдет с городским бюджетом, если крупные налогоплательщики («Газпром», «Роснефть») уйдут из Москвы? Во-первых, считает экономист, это вряд ли произойдет: штаб-квартиры не могут выехать из Москвы в одночасье, это сложный процесс. Во-вторых, федеральные власти могут поставить много палок в колеса, но доход от развивающегося малого бизнеса и сбора налога на имущество превышает ущерб от выхода любой крупной компании, даже если это «Газпром», уверен Гуриев.

После получасовой вступительной речи экономиста подали стейк средней прожарки на горячее. Слово взял Навальный:

– Хорошо, что эта встреча проходит в открытом формате. Я претендую на то, чтобы быть политиком, который на открытой встрече готов сказать все то же, что и на закрытой.

Модератор встречи Аркадий Островский буквально атаковал кандидата вопросами о методах борьбы с коррупцией. Навальный уверен, что любые решения стоимостью свыше 1 млрд рублей должны обязательно проходить международную экспертизу – нужно «сделать так, чтобы невозможно было собраться втроем и принять решение о строительстве на 70 млрд рублей».

– Ни в одной из ваших газет я не нашел пункта о конфликте интересов или декларации аффилированности, – заметил Островский. 

– В законе о контрактной системе, который мы разработали, вы увидите обязательное раскрытие конфликта интересов, раскрытие всех бенефициаров, всех подрядчиков и субподрядчиков, – возразил кандидат. На прошлой неделе команда Навального представила пакет из шести законопроектов, которые предполагается внести в Мосгордуму посредством сбора подписей (на один законопроект нужно 50 тысяч подписей).

– Готовы ли вы заявить о своей аффилированности с «Альфа-групп», с «Аэрофлотом»? – не унимался Островский.

Навальный возразил, что его команда готова скорее доказать свою неаффилированность с этими структурами, напомнив о том, что его ближайшего соратника, Владимира Ашуркова, уволили из «Альфа-групп» как раз из-за активной общественной деятельности.

Наконец пришло время вопросов из зала. 

– Как вы будете находить себе начальников департаментов в случае победы? Как вы нашли людей для своего избирательного штаба – у вас были прозрачные процедуры, конкурс? – поинтересовался Алексей Чаленко, советник в «Росатоме».

Кандидат считает, что всех замов можно назначать напрямую – ближайшее окружение должно разделять политические взгляды мэра. Что касается людей более низкого ранга, то их наймом должны заниматься конкурсные комиссии. «Сейчас невозможно понять, почему тот или иной человек назначен главой управы Восточное Дегунино, – рассуждал Навальный. – Когда я стану мэром, вы увидите, какая комиссия его рассматривала, какое он написал эссе, кто был его конкурентом». Что касается штаба, то это – политическая структура, которая формируется всего на три месяца. «Естественно, я его формировал из числа своих соратников», – сказал кандидат.

Слово снова взял Островский:

– Вы до сих пор не огласили вашу команду. С чем связана ваша закрытость? 

– Есть законы драматургии избирательной кампании. Мы уверены, что пройдем во второй тур. Во втором туре нам нужно сказать что-то важное, чтобы в том числе и вы написали новую статью в The Economist. Мы планируем огласить состав команды во втором туре.

– Я не заметил у вас больших бизнес-активов или накоплений. Вы готовы жить на зарплату 80–90 тысяч рублей? – спросил с ироничной улыбкой Олег Очкасов, руководитель управления торговых операций на рынке акций «ВТБ Капитал».

– Можно жить на зарплату 90 тысяч рублей. У всех разные запросы! – парировал кандидат.

Наконец начались вопросы про экономику. Бизнесмена Олега Бабинова волнует, не планирует ли Навальный увеличить наказание за коммерческий подкуп. По мнению кандидата, нужно скорее демонополизировать рынки тех же жилищно-коммунальных услуг, «это ведь не строительство атомных подводных лодок, в конце концов». А наказание за дачу взятки и так предусмотрено действующим законодательством.

Островский аккуратно свернул на тему приватизации: «Почему у Москвы должна быть собственность? Бизнесмены одним из позитивных явлений последнего времени в Москве называли как раз приватизацию городской собственности». Город владеет огромным количеством квадратных метров, а малый бизнес не может развиваться из-за нехватки площадей, подтвердил кандидат. Но, по его мнению, не обязательно распродавать недвижимость: нужно инвентаризировать ее, бороться с субарендой, сдавать по нормальной цене.

Островский припомнил Навальному его слова о том, что «нам необходимо справедливое перераспределение собственности». Заговорили о пересмотре итогов приватизации. Собственность многих крупных компаний, по мнению кандидата, нелегитимна. «Нужно решить вопрос с залоговыми аукционами, ввести компенсационный налог. Нынешние собственники должны заплатить разницу в стоимости на момент покупки и сейчас. Это непросто, но нужно двигаться в этом направлении. Все можно измерить, всему можно ввести честную цену».

Сергей Гуриев, который все это время наблюдал за дискуссией молча, рассмеялся. Очевидно, этот вопрос один из тех, по которым у него с Навальным расхождения. «С практической точки зрения осуществить эти предложения очень трудно, и в целом это не решит вопрос нелегитимности собственности», – считает экономист.

Перешли к теме миграции. Тут ничего нового. Навальный за введение визового режима со странами Средней Азии и считает, что двадцать человек, которые косят траву газонокосилками за маленькие зарплаты можно заменить одним человеком, который будет косить траву на тракторе на 90 тысяч рублей. Лезгинка, сопровождающаяся задиранием прохожих в центре Москвы – «это никакие не танцы, это хулиганство в чистом виде».

– Фарбера на свободу или Сердюкова в тюрьму? – заместитель гендиректора ФК «Открытие» Алексей Карахан предложил определиться с приоритетами. Кандидат дипломатично заметил, что эти два требования не противоречат друг другу.

Не обошлось и без вопроса о Сирии. «Я ждал этого», – живо отреагировал Навальный. Впрочем, и тут он проявил дипломатичность: на действия США в Сирии нужен мандат ООН.

Тимофей Мартынов, назвавшийся представителем малого бизнеса, признался, что скептически относится к связке «Навальный – мэр». Больше всего его беспокоит, готов ли будет Навальный-мэр эффективно взаимодействовать с федеральным центром?

– Я буду действовать в рамках должностных инструкций, не отказываясь от своих политических убеждений.

Официальная часть встречи длилась два с половиной часа. Еще полтора часа участники общались кулуарно, задавая кандидату уточняющие вопросы и споря между собой о пересмотре итогов приватизации. Многие признавались, что внимательно читают блог Навального и не услышали в этот вечер ничего нового, впрочем, «приятно было поужинать в компании единомышленников». «Мы тут собрались не из-за конкретной фигуры, а из-за идей, которые нам близки, – делился своим впечатлением один из трейдеров. – Хочется демаргинализации протеста. Скоро на такие ужины начнут ходить не только топ-менеджеры, но и собственники бизнеса».