Фото: ИТАР-ТАСС
Министерство финансов обнародовало полную версию отчета экспертов об эффективности бюджетных расходов. По просьбе президента, экономисты ВШЭ и РАНХиГС разработали рекомендации по оптимизации трат. Со многими из них Минфин согласился: доклад с предложениями уже направлен Владимиру Путину. Часть рекомендаций министерство смягчило или отправило на доработку. Но самые дерзкие в итоговый документ не попали.
Эксперты проанализировали 13 главных расходных статей бюджета. В том числе – секретные траты Минобороны, где обнаружились самые неожиданные цифры. В результате экономисты нашли способ сэкономить едва ли не половину всех нынешних расходов (даже без учета мер, выгоду от которых невозможно просчитать). А высвободившиеся деньги потратить более эффективно.
Slon выбрал лишь главные пункты программы, которые позволят наиболее существенно сэкономить бюджет.
«Надбавка за секретность»: Минобороны – больше 8 трлн «неэффективных» трат
Рекомендации, включенные в доклад президенту:
открытие и инвентаризация секретной части расходов (в 2013 году они превышают 14% общих расходов федерального бюджета) без привязки к конкретным мероприятиям и объектам; сокращение числа подразделений, дублирующих друг друга по функциям; сокращение средств на оснащение и развитие вооруженных сил в пользу увеличения довольствия военнослужащих; создание в Минобороны статистического отдела численностью 50 человек.
Рекомендации, направленные на доработку:
перенос сроков реализации отдельных мероприятий Государственной программы вооружений за 2016 год; (планируемая экономия в 2014–2016 годах – от 250 млрд до 1,155 трлн рублей); отказ от кредитных схем при реализации Государственной программы вооружений.
Рекомендации, не одобренные Минфином:
снижение целевого показателя Государственной программы вооружений до 2020 года с 70% мировых вооружений до 50% (экономия в 2016–2020 годах – 5,7 трлн рублей); сокращение численности военнослужащих по призыву с перераспределением средств в пользу служащих добровольно.
Пенсии как стимулятор труда
Рекомендации, включенные в доклад президенту:
постепенное повышение пенсионного возраста (когда и насколько его следует повысить, эксперты не указывают); Минфин предлагает повышение только для женщин – с 55 до 60 лет – к 2029 году; повышение минимального стажа для получения трудовой пенсии с 5 до 15 лет (постепенно в течение 10 лет); введение минимальной суммы взносов для получения трудовой пенсии (размер привязан к МРОТ и рассчитывается за весь период трудовой деятельности); возможность отсрочить начисление пенсии ради ее увеличения в будущем (в пределах не более 5–10 лет); возможность увеличения страховой части пенсии для тех, кто зарабатывает больше среднего, – повышение верхнего предела доходов, от которых зависит будущий размер страховой пенсии, с 160% средней заработной платы (в 2013 году – это 47,3 тысячи рублей в месяц) до 250% (Минфин предлагает 230%); отмена индексации страховой части пенсии работающим пенсионерам и перераспределение их страховых взносов в пользу неработающих; индексация фиксированной части пенсии в соответствии с инфляцией – вне зависимости от текущего уровня взносов в пенсионном фонде и роста зарплат – один раз в год вместо двух.
Рекомендации, направленные на доработку:
индексация страховой части пенсии в зависимости от уплаченных страховых взносов и страхового стажа (Минфин предлагает ограничить индексацию уровнем инфляции плюс 2%, но не более чем уровень роста заработной платы); лишение фиксированной части пенсии работающих пенсионеров с высоким уровнем зарплаты (ориентировочно 20% всех работающих пенсионеров).
Рекомендации, не одобренные Минфином:
повышение пенсии за стаж сверх 30 лет для женщин и 35 – для мужчин.
Материнский капитал не влияет на решение родить
Рекомендации, включенные в доклад президенту:
отказ от продления программы выдачи сертификатов на материнский капитал после 2016 года (300–330 млрд рублей); увеличение пособия для детей одиноких матерей с низким уровнем доходов с нынешних 7% прожиточного минимума ребенка (в 2013 году он составляет 6757 рублей) до 50% и до 25% – на детей из прочих бедных семей (предполагаемый расход около 100 млрд рублей); переоценка реальных доходов семей, претендующих на пособия и льготы, по принципу вменения доходов трудоспособным неработающим членам семьи; введение обязательной профессиональной подготовки и лицензирования приемных родителей, получающих зарплату, с последующим преобразованием в институт временной семьи.
Рекомендации, не одобренные Минфином:
расширение возможностей распоряжения материнским капиталом, включая расходы на лечение детей и родителей, приобретение транспортных средств и бытовой техники, а также предметов первой необходимости для новорожденных.
Образование недофинансировано
Рекомендации, включенные в доклад президенту:
сокращение числа федеральных государственных вузов к 2016 году с 571 до 500; сокращение численности студентов в связи с изменением демографической ситуации и направление высвобождаемых бюджетных средств (к 2018 году – порядка 80 млрд рублей) на оплату труда профессорско-преподавательского состава вузов.
Рекомендации, не одобренные Минфином:
увеличение расходов федерального бюджета на образование в 2014 году на 85,46 млрд рублей (0,12% ВВП); увеличение расходов на переподготовку и повышение квалификации кадров, прикладные научные исследования; повышение уровня зарплаты преподавателей вузов до 200% от средней по региону.
Андрей Жулин, проректор ВШЭ, один из организаторов работы экспертов Эксперты подходили к разработке рекомендаций шире, чем поиск экономии бюджетных расходов. Предложения также содержали в ряде случаев увеличение расходов или изменение механизмов управления планирования и расходования федерального бюджета. К примеру – материнский капитал, одна из наиболее успешных программ правительства на фоне остальных. Ключевое предложение экспертов заключалось в расширении возможностей его использования. По данным демографических исследований, эффективность этой программы упирается в большую проблему – как использовать материнский капитал. Так, за первые 4 года средствами материнского капитала распорядились 26,2% его получателей, в прошлом году – 35,4%. Минфин выдвинул как единственное предложение отказ от продления выдачи сертификатов после завершения программы, предусмотренной до 31 декабря 2016 года. Эксперты считают, что социальная сфера – например образование – недофинансирована и нуждается в увеличении расходов. У министерства свой взгляд. Сейчас доклад Минфина рассматривает правительство, эксперты свою роль выполнили. Но по существу над составлением отчета мы работали в диалоге с министерствами. У нас нет непримиримых противоречий, так что здесь важно было просто найти время для диалога. | |
Юрий Горлин, замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, руководитель группы экспертов по вопросам пенсионной системы Основные разногласия с Минфином возникли в вопросе, как индексировать страховую часть пенсии. Они предлагают ограничить рост пенсии уровнем инфляции плюс 2%, но так она будет расти очень медленно. Мы считаем более оправданным, чтобы пенсии росли в зависимости от доходов пенсионной системы, а у каждого конкретного человека – в зависимости от стажа и размера его страховых взносов. В результате для основной части пенсии будут расти быстрее, а индексация по инфляции останется для фиксированных выплат. Важно понимать, что мы разрабатывали меры не по сокращению расходов бюджета, а по их оптимизации. Куда должна пойти экономия средств, кто должен стать их получателем – это вопрос политики и общественного договора. По нашим рекомендациям, в большем выигрыше оказывается человек со средними доходами и полным стажем работы. |