Иллюстрация: Хосе Бенльуре-и-Хиль. Алтарники

На католическую церковь Польши, когда-то могущественную и неуязвимую, сегодня беды сыплются не менее щедро, чем на нашу родную РПЦ. Обвинения в политиканстве и мракобесии, педофильские скандалы, отлучения неугодных священников, пьяные ксендзы за рулем и много других неприятностей вместе приводят к тому, что польская церковь становится все менее совместима с мыслящей частью польского общества. Особенно тухло дела обстоят среди тех, кто помладше. Тех, кто не помнит прошлых заслуг ксендзов-антисоветчиков, а на нынешние безобразия насмотрелся в избытке. Поэтому к началу нового учебного года католическая церковь собрала остатки своих сил и влияния для того, чтобы максимально повысить статус Закона Божьего в школах и вернуть себе таким образом хотя бы часть польской молодежи. 

Всеобщая добровольность

По-хорошему польским священникам неприлично жаловаться на то, что власти не дают им вдоволь поработать с детьми. Уроки Закона Божьего в Польше – это вам не основы православной культуры. Там никто не спорит о том, надо ли вводить такой предмет в школах или нет. Вопрос обычно ставится совсем по-другому: достаточно ли детям нынешних двух уроков в неделю (на протяжении всех 12 классов), или надо добавить еще парочку часов для пущей защиты от наползающей с Запада угрозы материализма и бездуховности? 

Вытравить из польских школ Закон Божий не смогла даже советская власть. Если не считать пары «хардкорных» сталинистских лет в начале 50-х, в народной Польше школьники прекрасно себе изучали молитвы, обряды и прочие католические штучки, пока их родители трудились на стройках социализма. Так что после распада соцлагеря восстанавливать ничего не потребовалось, но чтобы как-то отметить наступление полной религиозной свободы, количество уроков Закона Божьего увеличили с одного до двух в неделю. 

Естественно, из-за правил Евросоюза поляки не могут сделать уроки религии обязательными для всех школьников, и формально все выглядит очень демократично. Чтобы в классе преподавали Закон Божий, нужно соответствующее заявление от родителей как минимум семи детей. Те дети, кому католицизм не нравится, могут ходить на занятия по другой религии, или по светской этике, или вообще никуда не ходить – никаких санкций за это не предусмотрено. 

Но на практике выходит так, что на Закон Божий ходит более 90% польских школьников. Невозможно представить, что в довольно развитой европейской стране почти все дети будут добровольно убивать по два часа каждую неделю на такой сомнительный предмет. И действительно, добровольность здесь сомнительная. 

Прежде всего, вопреки формальным требованиям законодательства, Закон Божий в абсолютном большинстве польских школ вводится автоматически. Это налаженная система с устоявшимся порядком и постоянными учителями, поэтому никто не ждет, когда семь родителей чего-то там специально попросят. Прямо с первого класса (а часто и с детского сада) все сели и поехали.

Только если кто-то из родителей специально заинтересуется этим вопросом и начнет возражать, возможны варианты. Но их немного. Некатолических уроков религии практически нигде не существует. Даже дети представителей крупнейшего религиозного меньшинства Польши – православных (чуть больше 1% населения) – все равно ходят на католические уроки, где периодически выслушивают рассказы о своем еретичестве. Уроки светской этики существуют всего в 4,5% польских школ. Их выбирают только отдельные фанатичные родители-леваки. Остальные считают, что лучше не превращать своего ребенка в изгоя. 

Можно вообще никуда не ходить, но и это не так просто. Потому что хотя бы один из двух уроков религии обязательно оказывается где-нибудь в середине учебного дня, и тогда школе приходится специально отряжать кого-то из учителей следить в это время за детьми родителей-атеистов. Естественно, учителям это не очень нравится, поэтому если родители хотят сохранить нормальные отношения со школой, то лучше не выпендриваться, пусть их дитя учится вместе со всеми.

Тем более что оценка за Закон Божий идет в аттестат и учитывается при расчете среднего балла. Получить шестерку (в Польше – шестибалльная система) по религии гораздо проще, чем по физике, поэтому почему бы не улучшить статистику. А если на Закон Божий не ходить, то в аттестате в этой строке («религия/этика») поставят жирный прочерк, который сразу будет выдавать выпускника как человека неблагонадежного и склонного не по делу выпендриваться. Суд в Страсбурге еще несколько лет назад повелел Польше или убрать эту строчку из аттестата, или обеспечить во всех школах уроки этики, но у польских властей все никак руки не дойдут.

Три католических удара

Казалось бы, чего еще церковникам желать? И так обрабатывают 90 процентов школьников по два часа в неделю на протяжении 12 лет. Но нет, польский костел чувствует угрозу секуляризма и хочет усилить позиции уроков религии сразу по трем направлениям. Реализация первой идеи зависит только от самих священников, поэтому, скорее всего, осуществится. Они хотят не пускать к причастию тех детей, кто не ходит на Закон Божий. Так, чтобы родители как следует прочувствовали всю важность своего выбора. 

Тут может получиться так, что искренне верующий ребенок окажется заложником злой воли родителей-атеистов. Они не дадут ему ходить на Закон Божий в школе, а в церковь его не пустят уже сами священники. Но для церкви, видимо, важнее статистика посещаемости школьных уроков. Да и вообще, набегут всякие: где встать – не знают, неправильными пальцами крестятся, молитвы не заучены – кому такие верующие нужны?

Вторая идея ксендзов – это поднять популярность Закона Божьего, разрешив сдавать по нему выпускные экзамены. Это могло бы стать очень эффективной мерой. Ведь религия не химия, в ней особо напрягаться не требуется. Ходишь регулярно на уроки, выучил пару молитв, говоришь, что веруешь всем сердцем, – вот и шестерка. Но тут на пути у католической церкви стоит Министерство образования. Чиновники не хотят участвовать в этой деградации учебных стандартов, несмотря на постоянное давление епископата. 

Но главный вопрос – денежный. Ксендзы очень боятся, что правительство может втихаря соскочить с государственного финансирования уроков религии. И боятся не зря, потому что движение в этом направлении очевидное. Речь идет об очень серьезной сумме: Закон Божий за государственную зарплату преподает почти 35 тысяч учителей, около 15 тысяч из них – разного рода священники. Всего получается около $350 млн ежегодно.

Польское правительство под давлением кризиса и растущих антицерковных настроений старается аккуратно снять с себя все финансовые обязательства перед католической церковью. Уже обещано ликвидировать Церковный фонд, через который государство оплачивало социальное и медицинское страхование священников. Его должен заменить добровольный церковный налог, как в Италии или Испании. 

А в прошлом году Министерство образования исключило Закон Божий из базовой школьной программы, передав этот вопрос в ведение директоров школ. Этим маневром ужасно возмущены все церковные иерархи, и сейчас по случаю начала нового учебного года они в один голос бросились требовать вернуть все обратно. Правительство им возражает, что на практике от этого переноса ничего не поменялось, но дальновидные священники кричат, что это только пока не поменялось. Если Закон Божий теперь оказался в статусе дополнительного предмета, то его финансирование можно будет свалить сначала на местные власти, а потом – вообще на родителей. Сегодня, когда вокруг этого вопроса стоит шумиха в СМИ, этого не случится, а через несколько лет – запросто. И тогда прощайте, ежегодные $350 млн. 

Но как бы громко ксендзы сейчас ни возмущались, сколько бы ни пугали бездуховностью и потерей национальной идентичности, заставить правительство вернуть Закон Божий назад в базовую программу у них уже вряд ли получится. Это раньше католическая церковь была гонимой и пользовалась в Польше непререкаемым авторитетом. А сейчас, когда эта богатейшая контора сама кого хочешь загонит, общественная поддержка уже не та. Священники могут запихнуть на Закон Божий 90% школьников, но верных сынов церкви из них не получается. За последние 20 лет доля тех поляков, кто ходит в церковь хотя бы раз в неделю, упала с 55% до 40%. А количество тех, кто считает, что священники слишком активно лезут в политику, выросло до 66%. С такими показателями католической церкви в Польше не то что наступать, а даже обороняться очень непросто. И ее нынешняя атака на школы вполне может стать последней.