Фото: ИТАР-ТАСС / Сергей Бобылев

Чтобы победить Саурона, понадобились один маг, два человека, один эльф, один гном и четверо хоббитов, которых в качестве союзников до этого не рассматривал ни один разумный политик Средиземья. Не Арагорн, не Леголас и даже не Фродо с Гэндальфом покончили с отвратительной тиранией Черного Властелина, они сделали это вместе: каждый из девятерых внес свой вклад в победу, хотя взгляды на постсауроновскую эпоху у них были разные и интересы тоже были разные. Тиранию должны свергать коалиции, а не герои-одиночки, – вот мораль великой книжки про политику «Властелин колец». Политика – это не «моя борьба», простите за неудачную шутку, а «наша борьба». 

Но Алексей Навальный сказал видным элементам политического и общественного пейзажа, что они – компост, а он – молодой гасконец, и построил на этом свою кампанию. В результате у него, возможно, украли второй тур, но если бы команды Навального и Митрохина не поливали друг друга дерьмом, за Митрохина точно проголосовало бы больше народу, и статистическая погрешность врио мэра Собянина не спасла. Чуть ниже был бы антирейтинг и у самого Навального, а значит, и его результат мог быть лучше. Внятная поддержка, выраженная, например, защитниками исторической застройки, экологами, другими реально существующими в городе общественными силами, тоже была бы не лишней. Любые формы политического диалога были бы весьма кстати и могли изменить результаты кампании. 

Но диалога не было. Были мантры, которые всегда звучат, когда Навальному нужна поддержка: «если не он, то кто», «только мурзилки не поддерживают Навального» и так далее. Ну и встречи с избирателями, которые требуют физической выносливости, но не требуют демонстрации важных для политика качеств: умения убеждать другие политические силы в своей правоте и умения договариваться. Кандидат от оппозиции должен быть единым и безальтернативным, сказали нам многие умные и уважаемые люди, но жизнь показала, что, если бы их было несколько, результат получился бы другим. От полумиллиона до миллиона голосов за Навального – это трояк, написал Борис Акунин, получили 600 с лишним тысяч, трояк и выходит, но на площадь все равно идти надо. Прохоров получил 800 тысяч голосов полтора года назад, но он лузер, а Навального уже записали в бесспорные лидеры оппозиции. 

Российская оппозиция больше, чем эго Алексея Навального. И поэтому разговоры про «несомненную победу» – в пользу бедных. Несомненная победа оппозиции – это побить рекорд Прохорова в Москве как минимум или выйти на второй тур с провластным кандидатом на втором месте, все-таки это – Москва, а не Белгородчина. А результат Навального – это поражение для оппозиции, хотя для Навального, конечно, успех. Коалиции сильнее д'Артаньянов, вот какой урок надо извлечь из московских выборов. И коалиция могла бы победить Собянина, а один Навальный – не смог, и требования провести второй тур тут уже не помогут. Да, Собянина можно списать со счетов, игры в демократию ему явно не пошли на пользу. Но цель мэрской кампании, кажется, была в другом. Цель была в том, чтобы изменить что-то в стране. В стране пока ничего не изменилось. Если во время думской кампании 2016 года все силы оппозиции, возглавляемой, например, Навальным, уйдут на разборки с конкурентами, квартиры и «пехтинг», то и не изменится.