Фото: Sergei Karpukhin / Reuters

Назначая себе исторических злодеев, нации редко используют объективные критерии. Гораздо чаще в дело идут эмоции, стереотипы, идеологические схемы, иррациональные обиды и прочая нелогичная дребень. Казалось бы, за что полякам ненавидеть Че Гевару? Что плохого он им сделал? Каким образом умудрился задеть их трепетную национальную гордость? Уж если его кто и должен не любить, так это латиноамериканцы, у которых он отнял столько нервов, сил и жизней своей революционной деятельностью. Но латиноамериканцы его почему-то любят, а вот поляки ненавидят почти так же, как Гитлера. Так сильно, что даже сейчас, в благополучном 2013 году, польские патриоты не остались равнодушными и заставили портных из немецкой C&A изъять из продажи футболки с привычным ликом главного латиноамериканского революционера.

Чем Шопен хуже

На этой неделе в Польше наконец случилось событие, в возможность которого долго не могли поверить наивные жители Запада. Когда в 2009 году польский сейм принимал закон, обещающий до двух лет тюрьмы за символику, пропагандирующую «фашизм и другие тоталитарные идеологии», на Западе многие смеялись: а-ха-ха, может, они еще будут сажать за футболки с Че Геварой? Ну вот, дождались. Дело дошло именно до этих самых футболок. Сажать, правда, пока никого не сажают, но торговать на польской земле такой тоталитарной одеждой точно не позволят.

Думается, что когда руководство C&A принимало решение отправить на польский рынок красные футболки с ликом Че Гевары, им в голову не могло прийти, что это может создать их компании какие-то проблемы. У них в Западных Европах такая футболка – обычнейшая вещь, в ней идеологии осталось меньше, чем в Микки-Маусе. Потому что в Микки-Маусе нетрудно обнаружить явный американский империализм и претензии Вашингтона на мировое господство, а Че Гевара – это что-то невнятное, прикольно-бунтарское.

Но активная часть польского общества не увидела в новых футболках ничего прикольного – один экстремизм, посягательство на основы польской государственности и еще один плевок в могилы невинных жертв советской власти. Зародившись на сайтах крайних националистов, возмущение стало расползаться по правым газетам и архикатолическим кружкам, и вот уже сотни поляков угрожают C&A бойкотом, обрывают телефоны компании и заваливают ее имейлы угрозами пересажать одежных кощунников по тюрьмам, в полном соответствии с польскими законами.

Ведь Че Гевара – он же ничем не лучше Гитлера. Он же ярчайший символ преступной идеологии, от которой многие десятилетия страдал польский народ. Той самой идеологии, которая уничтожила в Катыни цвет польской нации и совершила еще тысячу других кровавых преступлений. По милости единомышленников Че Гевары несколько поколений поляков провели лучшие годы жизни в очередях, лишенные всякой возможности для самореализации. И после всего этого нам, полякам, предлагают носить этого монстра на футболках? Уберите его немедленно по-хорошему. А еще лучше – замените. Можно подумать, что в славной польской истории нет деятелей, которые бы действительно заслуживали места на футболках.

Налево пойдешь

Немецкие капиталисты оказались трусливы и не захотели рисковать прибылями ради идеологии. Как только в Польше заговорили о бойкоте и судебных исках, представители C&A бросились извиняться и изъяли футболки с Че Геварой из продажи. Видимо, перенаправят в свои филиалы в Южной Европе и Латинской Америке – там проблем быть не должно. А для Восточной Европы, где ставят памятники Рейгану и Тэтчер, лучше выпустить альтернативную коллекцию – скажем, черных рубашек с портретами Пиночета или генералиссимуса Франко. Вот будет успех. Правда, восточноевропейским покупателям будет не так просто опознать лик Пиночета или Франко, но эта проблема легко решается с помощью подписей. Обычное going local – давно бы до этого додумались, если бы хоть немного учили историю на своих курсах MBA.

Отчасти полякам, конечно, не откажешь в правоте в их борьбе с левацким лицемерием. На весь цивилизованный мир одни только итальянцы, уверенные, что в области шмоток им никто не указ, смело продают футболки хоть с профилем Муссолини, хоть с Че Геварой. В остальных странах не найти одежды даже с Франко или Пиночетом, не говоря уже о Геббельсе или Гитлере. В левую сторону почему-то можно идти хоть до самой стенки: Тито, Ленин, Хо Ши Мин, Сталин, Мао. Разве что Пол Пота нет, но это, скорее, из-за низкой узнаваемости. А вот направо нельзя сделать ни шагу, иначе до конца жизни не отмоешься от ярлыка фашиста.

Вот чем Пиночет хуже Че Гевары? Людей они извели примерно одинаковое количество. Один убивал ради справедливости, свободы и уравниловки, другой – ради частной собственности, индивидуализма и конкуренции. Но погибшим вряд ли было дело до того, под какими лозунгами их убивают. Зато Пиночету в актив можно записать то, что к концу его правления Чили превратилась в самую успешную экономику Латинской Америки. А вот с разрушительными результатами руководства Че Гевары Куба не может справиться до сих пор. Все никак не дождутся, когда средняя зарплата достигнет $20 в месяц. Так кого после этого можно, а кого нельзя рисовать на футболках?

Диктатура из футболок

На самом деле, можно обоих. Так же, как можно рисовать и Мао, и Сталина, и Ленина, и даже Гитлера. Потому что трудно придумать более иррациональный бред, чем запрет чьих-то портретов на футболках. Кто будет определять, какие именно исторические персонажи должны быть запрещены? Сплоченная группа особо озабоченных общественников, как в Польше? Или, может, какие-нибудь казенные комитеты ветеранов, жертв и прочих, где всякая бюрократическая шваль будет лицемерно симулировать оскорбленные чувства? Если у кого нервы настолько наружу, то пусть просто не носит, не покупает и не смотрит. Чай, не помрет, если краем глаза заметит в толпе лик далекого исторического персонажа.

Здесь невозможно выработать никаких сколько-нибудь ясных критериев. Что запрещать? Персонажей, связанных с преступной идеологией, которая привела к массовой гибели людей? Ну, так под это можно подтянуть что угодно. Неужели идеология китайской культурной революции менее омерзительна, чем нацистская? Или, может, от нее людей меньше погибло? Тем не менее Мао на футболках носить можно, а Гитлера – нельзя. Хотя раз от футболок с Мао ничего страшного не происходит, то почему что-то страшное должно произойти от футболок с Гитлером?

И потом, сколько людей должен извести исторический деятель, чтобы попасть под футболочный запрет? Несколько миллионов, как Гитлер или Сталин? Или хватит нескольких тысяч, как, например, у Пиночета и Че Гевары? Или, может, не стоит мериться потерями и просто запретить всех персонажей, на чьей совести есть убийства? Но тогда под запрет попадет даже какой-нибудь Лев Толстой, который воевал в Крыму и на Кавказе. Мало того, воевал он там в интересах империалистов-поработителей. А чем империализм или там национализм, или даже христианство не идеология, повлекшая массовую гибель людей?

Но главная бредовость этих запретов состоит в том, что они базируются на запредельно наивной вере, что ужасные тоталитаризм и авторитаризм появляются в истории человечества из-за каких-то случайных мелочей. Что и фашисты, и коммунисты, и прочие диктатуры помягче приходили к власти на многие годы в огромных странах, из-за сущих пустяков. Вот у какого-то психопата не задалась нормальная карьера, и он вместо этого построил кровавую диктатуру. И действительно, а почему бы не построить, раз по-другому никто не любит? Вот кто-то случайно прочел не ту книгу, увидел не те символы, услышал не те идеи – и понеслось: массовый психоз, революции, перевороты, репрессии, лагеря, войны и десятки миллионов жертв.

Но это же полная чушь. Ни нацизм, ни коммунизм не рождаются из изображений на футболках. Они не вырастают ни из линий свастики, ни из страниц «Майн Кампф» или «Капитала». Любая диктатура вырастает из нищеты, невежества и безнадеги. Если их нет, то всем поголовно можно надевать футболки со Сталиным, а сочинения Геббельса – включать в школьную программу. Ничего страшного от этого не случится. Никакая диктатура не вырастет. А вот если эти социально-экономические условия есть, то никому не понадобятся уже никакие футболки, прошлые символы и экстремистские сочинения старых мастеров. Сами собой материализуются новые вожди, которые прекрасно справятся без достижений своих предшественников. Сами до всего додумаются, напишут, нарисуют и напечатают миллионы копий – тут много ума не надо.

Поэтому пусть любой желающий наденет футболку с Пиночетом, наколет на нее значок с серпом и молотом и отправится в парк читать «Майн Кампф». Ничего страшного не произойдет, потому что здоровому обществу он никак не угрожает. А если общество больное, то лицемерные запреты символов, портретов и книжек его все равно не спасут, только ложно успокоят.