Фото: Николай Рютин / ИТАР-ТАСС / Интерпресс
Компания Владимира Якунина встает на путь экономии: как доложили вице-премьеру Игорю Шувалову, в этом году РЖД сократят 105,7 млрд рублей расходов. Монополия уже заявляла о желании сэкономить 23,9 млрд рублей в начале года, но с тех пор Минэкономразвития успело несколько раз ухудшить прогнозы по социально-экономическому развитию страны, и РЖД пришлось оптимизировать вчетверо больше расходов.
Если верить докладу Шувалову, на который ссылаются «Ведомости», монополист урезал расходы за счет замены устаревшего оборудования на высокопроизводительное, оптимизации производственных и управленческих процессов, передачи части работ на аутсорсинг (это дало монополии экономию 10 млрд рублей). Кроме того, удалось сэкономить на закупках и объемах потребления расходных материалов, в том числе топлива и электричества. Наконец, РЖД изыскали дополнительные доходы – дивиденды «дочек» и эффект от их продаж.
В последний раз в компании Якунина затягивали пояса в кризисном 2009-м – тогда расходы сократили на 3,4%. А последние три года затраты монополии только росли: в 2010 году – на 0,1%, до 1 трлн рублей; в 2011-м – на 18%, до 1,21 трлн рублей; в 2012-м – на 6,8%, до 1,29 трлн рублей.
Несмотря на все это, в ближайшие годы РЖД, похоже, грозят убытки, связанные как с падением доходов от грузоперевозок, так и с недавним решением президента Путина о «заморозке» тарифов госмонополий. При расчете финансового плана компания исходит прежде всего из индексации своих расценок, и на приказе об их заморозке, как стало известно вчера, потеряет 75,1 млрд рублей. В результате вместо хоть какой-то прибыли в следующем году РЖД ждут убытков – всего около 60 млрд рублей.