Убеждаюсь, что столичный народ начинает понимать: слепое насилие пришло в его жизнь, расселось, и ничем его не выгонишь. А раз так, значит, надо приспосабливаться: узнав про стрельбу, жена быстро прикинула ситуацию и позвонила, чтобы сказать, что попробует уйти с работы пораньше, потому что с оцеплением и перекрытыми улицами пробки в час пик будут чудовищными.
Я-то сам умудрился заранее побывать на месте преступления, когда все было тихо: этим летом водил ребенка в Военно-морской музей и на военный кораблик «Барри», которые находятся на кампусе Адмиралтейства. В истории ВМС США Адмиралтейство не на последнем месте. Во время Второй мировой тут работал самый большой завод в мире по производству снарядов для флота. А «Барри» в свое время отличился тем, что пас советский торговый флот, доставляющий на Кубу ракеты во время кризиса в 1962-м. На базе и сейчас довольно милый замес из старых кирпичных и перестроенных зданий. И вообще приятное для променада место на берегу речки Анакостия, о котором мало кто знает, потому что оно внутри охраняемого периметра.
Теперь, похоже, будут охранять построже, а мы заезжали на территорию Адмиралтейства через ворота возле пересечения улиц 6-ой и М. На контроле на вопрос «Куда?» я сказал, что в музей. Проверили водительские права и регистрацию на авто – и вперед. Проезжали мимо здания №197, где была вчерашняя стрельба, оно на кампусе чуть ли не самое большое. Парковались рядом с музеем и корабликом.
Теперь думаю, что в багажнике легко мог провезти целый оружейный арсенал или огромадную бомбу, чтобы взорвать адмирала Гринерта, главкома американских ВМС, который тут же, на территории Адмиралтейства, проживает в симпатичном старом особнячке. Сколько ее ни бомбили и ни взрывали, а все же не научилась американская военщина оберегать себя в мирное время от внешних плохишей. А от плохишей в своих рядах попробуй уберегись.
Сегодня только и разговоров о том, как это человеку с документированно неуравновешенной психикой дали секретный допуск. В личном деле Аарона Алексиса зафиксирован случай, имевший место в августе сего года, когда он вызвал к себе в гостиничный номер полицию, потому что ему чудилось, что его преследуют трое людей и через стенку посылают ему недружественные сигналы. Несмотря на то что Аарон Алексис участвовал в жизни буддийского храма, где был прихожанином и медитировал, пока жил в Техасе, за ним водились и агрессивные выплески с пальбой, и пьянство, и харассмент клиенток в ресторане, где он работал официантом. Кроме того, за ним числилось восемь инцидентов и приводов в полицию, и многие из них так или иначе связаны с огнестрельным оружием. Но всего этого было недостаточно, чтобы система выдала неуд, когда его данные прогнали через компьютер в оружейном магазине в Вирджинии в прошлую субботу. Алексис вышел из магазина с новеньким гладкоствольным дробовиком «Ремингтон 870» меньше чем за 600 долларов.
Вчера ВМС сами заявили, что уволили стрелка за службу «ни шатко ни валко» (general discharge), что должно было бы закрыть ему дорогу в число нанимаемых по контракту на военные объекты и не позволить обновить допуск. Сегодня спохватились и теперь говорят, что выписали его из рядов «с похвалой» (honorable discharge), когда он подал заявление об уходе по собственному желанию. Небось, имела место договоренность: если сам уволишься, мы тебе хорошую характеристику дадим. Так что неблагоприятный исход, вообще-то, неудивителен.
Но того, что Алексис оставит после себя 12 трупов, никто не ожидал. Похоже, что именно массовые потери, помноженные на сбивчивые показания свидетелей, и заставили власти сначала искать двух, а потом одного сообщника, из-за чего жители в ближайших к Адмиралтейству районах не могли выходить из дома на работу, а те, кто вышли пораньше, как, например, сослуживица жены, не могли вернуться домой. У сослуживицы жених – полицейский, но и того не выпустили за оцепление! А сама она вечером понедельника, когда уже объявили, что застреленный преступник действовал в одиночку, не могла попасть домой и была готова ехать ночевать к маме.
От нее же и услышал характерную для юго-восточного Вашингтона историю: ее соседка завозила в школу сына в соседнем квартале как раз тогда, когда раздались первые выстрелы. Тут объявили лок-даун, и из школы забежавшую туда на несколько минут соседку уже не выпустили. Пока она была внутри, пользуясь тем, что на улицы никого не выпускали, злоумышленники средь бела дня разбили стекло и обчистили ее машину, припаркованную у самых дверей школы. Как говорится, нажились на чужом несчастье. Только непонятно, где же в тот момент были полицейские, контролировавшие соблюдение лок-дауна и буквально наводнившие округу.
Кстати, несмотря на то, что вашингтонский полицмейстер Кэти Ланиер, информируя прессу о развитии событий чуть ли не каждые два часа, повторяла, что без слаженных и быстрых действий полицейских, прибывших на место происшествия через 7 минут после первого выстрела, жертв могло бы быть больше, обыватели сердились, что, мол, нашла чем гордиться в ситуации, когда счет шел на секунды. Разъясню: на американских военных базах ношение оружия разрешается лишь охране, которая сосредоточена у ворот и у входа в особо охраняемые здания, чтобы следить, что в них попадают только обладатели электронных карточек, конкретно под это здание заточенных. А таковая у мистера Алексиса была.
Похожая ситуация, как и в случае с атакой на башни-близнецы: разрозненная информация была, да вот только вместе ее не сложили. А вы говорите, Большой Брат и диссидент Сноуден. Теперь, естественно, с новой силой заголосили: с одной стороны – «ужесточить контроль за продажей оружия», а с другой – «дайте нам возможность с оружием в руках защищать себя от вооруженных психов». И вот уже поговаривают, что в целях экономии ВМС закупили непроверенные системы пропуска (турникеты), и сейчас идет расследование. Если подтвердится, то тут уж юристы научат родственников погибших, как облегчить карманы ведомства. Ну и дальше пойдет все громче и злостнее, как обычно бывает, вплоть до республиканских обвинений Обамы в подрыве обороноспособности страны. Домой все в итоге попали, конечно.