Фото: ИТАР-ТАСС / Лев Федовеев
Сразу хочу разделить Платформу и Политику. В последнее время в России принято считать нефтегазовую отрасль «опорой режима». Но любая власть будет нуждаться в развитии данной отрасли, особенно в такой холодной стране, как Россия. И если говорить о том, что доходная часть бюджета России «пахнет нефтью», то надо признать и то, что доходы подавляющего большинства россиян (в том числе и консерваторов, и либералов) связаны с эффективностью работы этой отрасли.
Треть века назад
В 1981 году я отправился на производственную практику в должности техника-геолога на борту научно-исследовательского судна «Капитан Бурке» из Риги в Печорское море (так неофициально называется мелководная юго-восточная часть большого Баренцева моря).
Место считалось неплохим для начала деятельности в Арктике по ряду причин. Во-первых, разведочное бурение на суше показало, что нефтегазоносные структуры уходят в сторону моря и работа на акватории перспективна. Во-вторых, глубина моря там всего 19–20 метров, что облегчало задачу строительства ледостойкой платформы. В-третьих, район расположен не в открытом море, где возможны мощные подвижки ледяных полей, а в своеобразном кармане – с востока его прикрывает остров Долгий, с юга – материковое побережье.
Судно «Севастополь», превращенное в буровую платформу, и судно снабжения «Обь»
Задачей нашей экспедиции было общее изучение донных грунтов в районе ряда структур Печорского моря, среди которых была и «Приразломная», с целью оценки возможности ведения там геологоразведочных работ с мобильных платформ. Как таковое месторождение еще не было открыто, это можно было назвать разведкой в самом прямом смысле слова – поскольку еще никто не знал, с чем там придется столкнуться. Учитывалась возможность столь плохих условий, что строительство платформы могло быть совсем невозможным или же экономически нецелесообразным.
И, к слову сказать, путь морских нефтяников и газовиков не был усеян розами: долгое время внушительно звучали голоса скептиков, которые считали, что и на суше полно нефти и газа, и зачем Советскому Союзу тратить средства на работу в море. Тем более что последствия разливов нефти в море все прекрасно понимали.
С другой стороны, как и сейчас, так и 35 лет назад стране нужно было что-то продавать, заливать в баки машин и чем-то отапливаться. Поэтому серьезные и, можно сказать, дотошные инженерные изыскания – то есть комплекс исследований внешней среды – могли быть единственным способом избежать аварий в будущем.
Как это делается?
Важнейшим элементом изысканий на месте будущей платформы в любой точке Мирового океана является изучение устойчивости донных грунтов. И чем глубже мы можем изучить толщу грунтов в основании будущего сооружения, тем лучше (в разумных пределах речь идет обычно о нескольких десятках метров).
Несмотря на то что у нас на борту «Капитана Бурке» была лишь пробоотборная вибротрубка, которая позволяла взять образец длиной четыре метра, благодаря геофизике мы могли проследить залегание тех или иных пластов на большей глубине. В этом нам помогал метод непрерывного сейсмоакустического профилирования (НСП), который, по сути, является очень мощной эхолокацией, которая пробивает толщу морского дна и отражается от различных слоев донных пород. По сути дела, после удачного галса у геолога оказывается геологический разрез, и, взяв образец в нужном месте, можно оценить не только поверхностные грунты, но и подстилающие их (см. рис. 2).
В 1982 году в экспедиции стали приходить буровые суда класса «Диорит», которые позволили бурить инженерные скважины глубиной до ста метров. Таким образом, появилась возможность отобрать образцы грунтов морского дна и провести всесторонние исследования их механических свойств. Для этих целей приобретались самые совершенные лабораторные приборы, которые к тому времени не производились в СССР, – так называемые стабилометры. Эти приборы позволяли восстановить в своих камерах те условия, в которых образец находился на своем месте, и смоделировать его поведение при нагрузках. В 1983 году к этим аппаратам прилагались персональные компьютеры, которые были тогда, откровенно говоря, в диковинку.
Суда морской инженерной геологи: «Морион» и «Монацит» – с таких все начиналось, «Кимберлит» (СССР), «Бавенит» (Финляндия), «Триас» (Япония)
Таким образом, прилагались огромные усилия для того, чтобы детально исследовать природные условия. Они прилагаются и ныне. И хотя геология перестала быть модной профессией, поседевшие друзья моей молодости по-прежнему ведут изыскания на новых площадках с прежней тщательностью и дотошностью. Все это относится и к представителям других специальностей – от биологов до математиков, без которых сейчас немыслимы разведка и добыча углеводородов.
Задачи для всех
Эта платформа – своего рода полигон, на котором отрабатывается строительство и эксплуатация аналогичных или несколько иных конструкций в условиях Арктики. Достаточно взглянуть на карту месторождений (рис. 4), чтобы убедиться в том, что работы на шельфе Баренцева (и Печорского) морей предостаточно.
На схеме – расположение месторождений Печорского моря. Приразломное – одно из многих
Но, повторюсь, не везде добыча будет экономически целесообразна. И в каждой новой точке будет другая геология, другой гидрологический и гляциологический режим и другая фауна. Например, в Охотском море важнейшим фактором является сейсмичность района. И мы проводили десятки и сотни экспериментов, чтобы дать свои заключения о потенциальной опасности для платформ. И все – для максимальной минимизации возможных последствий для окружающей среды.
С точки зрения изыскателей и создателей этих платформ, сделано все возможное, чтобы обеспечить их максимальную безопасность для людей и окружающей среды. Нужен ли за ними общественный контроль – безусловно нужен, на то и щука в море, чтобы карась не дремал. Но мониторинг экологической ситуации и организация шоу на опасных объектах – все же разные вещи...
Чья платформа?
Стоит ли мешать людям, занятым таким сложным делом? Что собираются делать эти люди, которые повисли у вас на борту? Они сообщили о своих действиях, предупредили заранее? Если есть нарушения – например, платформа сбрасывает в море технические загрязненные воды – так снимите это, возьмите анализы. Надуйте шар с эмблемой «Зеленого мира». Но не мешайте работе, ведь, случись что, – кто будет отвечать?
Есть еще один нюанс. Платформа – частная собственность. Как выглядит в юридической плоскости проникновение на территорию чужой частной собственности? Разумеется, это никакое не пиратство, но даже просто так – попробуйте залезть на виллу к директору любой нефтяной компании. Какие меры будут применены со стороны охраны и правоохранительных органов?