Попытки поставить точку в эксперименте с обязательными пенсионными накоплениями в последние годы предпринимались неоднократно. Однако теперь правительство,
Я сознательно не хочу обсуждать сейчас природу нынешних проблем в российской пенсионной системе и возможные варианты решений. Об этом и я, и другие эксперты на страницах Slon и других изданий писали уже неоднократно. На мой взгляд, проблема в другом: это решение свидетельствует о том, что чиновники так и не поняли всей сложности пенсионной системы как объекта управления. Прежде всего, того, что любые принимаемые в этой сфере решения имеют (а) долгосрочные последствия, и (б) помимо фискальных – более широкие экономические и социальные эффекты.
Даже с фискальной точки зрения попытка заткнуть текущую дыру в пенсионной системе накопительными пенсионными взносами, отразив их на страховых счетах граждан, означает увеличение будущих пенсионных обязательств государства. Нам говорят, что пока страховой капитал в распределительной системе индексировался лучше, чем росли пенсионные накопления, и поэтому граждане не пострадают. Но речь идет о «тучных нулевых». Возможности индексирования взносов в распределительной системе в будущем, как и распределительных пенсий, очевидно, будут намного более скромными – и потому, что население стареет, и потому, что перспективы экономического развития России весьма туманны.
Социальные и экономические последствия этого решения еще более драматичны. Государство посылает совершенно откровенный сигнал и гражданам, выбравшим НПФ, и самим фондам, и шире – инвесторам, что оно может, ни с кем не посоветовавшись, произвольно менять правила игры. Еще можно было бы понять, если бы подобное решение было принято, например, тогда, когда показатели доходности НПФ были совсем удручающими. Но в последние годы ситуация в этой сфере начала потихоньку выправляться – прежде всего в части активности граждан, передававших свои накопления в частные фонды, но также и в сфере надежности и доходности пенсионных накоплений.
В своей недавней статье в «Ведомостях» председатель правительства России говорил о том, что страна должна выйти на траекторию устойчивого развития и что это невозможно без сотрудничества государства с социально ответственными гражданами. Но как можно воспитать социально ответственных граждан, если государство постоянно меняет правила и не позволяет людям принимать собственные решения и нести за них ответственность? Приток застрахованных в НПФ, явно обозначившийся в последние годы, свидетельствовал о том, что люди поверили частным финансовым структурам.
Руководство страны считает, что граждане недооценивают риски обесценения взносов в накопительной части и что уровень жизни будущих пенсионеров будет выше в распределительной системе? В таком случае ответственное руководство должно открыто признать, что, введя обязательные пенсионные накопления, совершило ошибку и поставило под угрозу будущее благополучие граждан. Требуется, видимо, объяснить людям, чем они рискуют, оставаясь в накопительной системе. Воспитание социальной ответственности предполагает открытый диалог власти с обществом. Но именно диалога и хотя бы минимальных попыток объясниться и с населением, и с другими участниками пенсионной системы в нынешнем витке пенсионной реформы в России нет.
Стоит ли тогда удивляться, если наиболее активные граждане, те, кто еще играл с государством в игры с пенсионными накоплениями, найдут более эффективный для них и, возможно, не вполне видимый государству способ сбережения средств на собственную старость, превратившись – для государственной пенсионной системы – еще в одних пассивных получателей небольших социальных пособий? А экономика страны лишится даже того небольшого источника длинных денег, в которых она так нуждается.