Фото: ИТАР-ТАСС / Денис Вышинский
«Житель Москвы – понятие условное. Что такое жители Москвы? Это дворники, водители, офисный планктон, журналисты... Чиновники. Сфера обслуживания, торговля. В крайнем случае блогеры. Есть такая специальность. Что эта 15–20-миллионная масса производит? Ровным счетом ничего. Интеллектуальную собственность? Вопрос сомнительный. Возьмите Новосибирск, там производят высокотехнологичную продукцию, самолеты, сборки для атомных реакторов, которые покупают во всем мире. Там производят продукцию, с которой платятся налоги. А что производят в Москве, я не понимаю. <...> Москва и Петербург – это не Россия. Там одни блогеры, журналисты и чиновники, а в другой России их нет, там другие люди, они работают, что-то делают, они проще, неприхотливее».
Я не раз слышал эти слова в последние годы. Как правило, их произносили региональные предприниматели и простые жители российской провинции, а иногда – провокационно настроенные столичные публицисты и те самые блогеры. Но впервые автором расхожего тезиса про зажравшихся бездельников-москвичей является руководитель администрации президента, в недавнем прошлом кандидат в преемники, давший эксклюзивное интервью сразу четырем СМИ (уникальный медиажанр, между прочим). Удивительно: а я-то был уверен, что нынешнее руководство страны, в которое уже 13 лет входит Сергей Иванов, глубоко погружено в тему производительности труда в ключевых регионах (к которым, несомненно, относятся самостоятельные субъекты федерации Москва и Санкт-Петербург) и в целом знает, кто чем занят и почему так устроено.
Самому Сергею Иванову проблематика точно известна не понаслышке – он родился в Ленинграде, а в 1980 году переехал в Москву и так в ней и живет, с перерывами на служебные командировки в бытность сотрудником КГБ. Даже владеет квартирой в 250 кв. метров, судя по прессе – в знаменитом теперь доме на Рочдельской, то бишь по соседству с мэром столицы Собяниным (интересно, солидарен ли Сергей Семенович с оценкой занятий многомиллионной массы москвичей).
Тем не менее напомню несколько фактов, которые, возможно, поспособствуют изменению взглядов Сергея Иванова на деятельность столичных жителей.
Именно в столицах появились знаменитые по всему миру технологические компании, которых не существовало в СССР, – в отличие от «Газпрома», «Роснефти», «Норильского никеля» и многих других сырьевых гигантов. Назову лишь несколько: «Вымпелком», основанный москвичом Дмитрием Зиминым и превратившийся в глобальную корпорацию, и его главные конкуренты – изначально московский МТС и питерский «Мегафон». «Яндекс», созданный приехавшими в Москву учиться Воложем и Сегаловичем – кстати, продукт не менее сложный с инженерной точки зрения, чем производимые в Новосибирске самолеты, – получивший грандиозную оценку на бирже и продолжающий на равных сражаться с могущественным Google. Антивирус Касперского, знаменитый по всему миру (что, к сожалению, редкость для продуктов из современной России), сделан в Москве приехавшим на учебу в физматшколу Евгением и родившейся в столице Натальей. Запущенные в Санкт-Петербурге Mail.ru и «ВКонтакте», московские 1С, Luxoft и его «папа» IBS, множество других успешных компаний – все они яркий образец того, чем занимаются жители столицы.
Возможно, Сергей Иванов не пользуется ни одним из продуктов упомянутых компаний, но по должности обязан знать: их полюбили десятки миллионов наших сограждан по всей России, те самые люди, которые проще и неприхотливее столичных прожигателей жизни. А все потому, что эти рыночные компании, плод усилий настоящих предпринимателей (которые отчего-то не упомянуты как класс в эксклюзивном интервью), успешно конкурируют со своими западными соперниками – в отличие от, скажем, презентованного г-ном Ивановым телефона с поддержкой ГЛОНАСС, который якобы ничем не хуже iPhone. Собственно, для нашей экономики упомянутые компании – такой же бриллиант, повод для гордости, как Apple для американской.
Конечно, не только технологическими компаниями могут гордиться Москва и Санкт-Петербург. В столице родился и жил академик Андрей Сахаров, один из создателей водородной бомбы и лидеров как технического, так и общественного прогресса в Советском Союзе. Сахаров покинул город по не зависящим от него обстоятельствам в один год с переездом Иванова из Петербурга в Москву. В Москве же находятся тысячи детских садов, школ – в том числе девять из двадцати пяти лучших в стране – и вузов, в которых трудятся сотни тысяч воспитателей, учителей, преподавателей. Надеюсь, не надо объяснять, что они производят и насколько это важно для страны?
Кстати, в столицах не меньше сослуживцев Сергея Иванова, чекистов и прочих силовиков, государство тратит существенные деньги на их содержание. И многие люди – в том числе те самые, которые проще и неприхотливее, – не очень понимают, что производит эта категория служащих, хотя мне, каюсь, это в целом понятно.
Еще именно в Москве располагаются штаб-квартиры страховой компании «Согаз» и госкорпорации ВЭБ – структур, в которых работают дети Сергея Иванова. Интересно, понимает ли глава администрации президента, что они производят? А в Петербурге базируется балет Эйфмана, в тамошней спортшколе воспитан возмужавший в Москве баскетбольный уникум Кириленко; я обожаю творчество обоих, и, насколько известно, г-н Иванов тоже.
Ну а про чиновников в интервью сказано, напоминать не надо, через запятую со сферой обслуживания и блогерами. Лично мне хотелось бы, чтобы они были ближе все-таки к первым, чем ко вторым.