Фото: REUTERS / Kevin Lamarque

«Закрытие правительства» США из-за пределов страны выглядит устрашающе: перевод марсохода в спящий режим, прекращение доступа в национальные парки, отмена визита Обамы в Малайзию. С другой стороны, явных признаков отсутствия государства (даже при том, что закрыта существенная часть регулирующих органов) не наблюдается, а жизнь идет своим чередом, несмотря на принудительный отпуск 800 тысяч госслужащих. Рынок облигаций – традиционный индикатор «кипежа» – также не выявляет страхов. Такое олимпийское спокойствие вызвано рядом особенностей американского бюджетного законодательства и структуры местного госаппарата.

Во-первых, большинство служб, имеющих непосредственное значение для населения, либо частные, либо муниципальные, либо штатные. Соответственно бюджетные «терки» на федеральном уровне их касаются в минимальной степени. Местные бюджеты, как правило, защищены от закрытий в рамках местных конституций (как правило, похожим с Россией образом – расходы в новом финансовом году позволены в объемах прошлогодних ассигнований, но в отличие от нас членам заксобраний, не утвердивших бюджет, задерживают жалованье). Также защищенными являются армия, почта, авиадиспетчеры и контролеры в аэропортах, пограничники и денежная система (ФРС формально принадлежит банкам-членам и не является частью федерального госаппарата). Пенсионное ведомство работает в ограниченном объеме. Секвестр не распространяется и на обслуживание выпущенного в рамках потолка госдолга облигаций.

Во-вторых, процедуры закрытия хотя и неприятные для отпускников или же судящихся в федеральных судах, в целом касаются довольно малого числа граждан. В незащищенных ведомствах жизненно необходимые подразделения также функционируют. По факту, у администрации достаточно широкие полномочия по конкретной реализации закрытия, чтобы сделать ее более болезненной или незаметной для конкретных групп избирателей. В 1995–1996 годах госорганы были закрыты почти две недели, и администрация Билла Клинтона использовала произошедшее по полной программе для дискредитации своих оппонентов-республиканцев. А большинство министров нынешнего «экономического блока» как раз работали на Клинтона и хорошо понимают возможные плюсы и минусы. 

В-третьих, патовая ситуация вряд ли продлится достаточно долго – идейных конгрессменов, скорее всего, прищучат свои же партийные спонсоры. Опросы общественного мнения с существенным перевесом переваливают вину на конгресс, непопулярность планов реформы здравоохранения Обамы пока не привела к одобрению использования бюджета как инструмента для отказа от наиболее болезненных аспектов реформы. Более того, в отличие от 1995–1996 годов закрытие спровоцировано активным и агрессивным меньшинством республиканцев, и откат, скорее всего, произойдет по аналогии с полночным новогодним налоговым компромиссом, когда за законопроект будет голосовать меньшинство палаты представителей (демократы) и существенная часть республиканцев.

В-четвертых, компромиссов для сохранения лица «саботажников и контрреволюционеров» не избежать – скорее всего, будет отменен валовый налог на медицинское оборудование и достигнуты отсрочки по ряду мелких пунктов ObamaCare. Вполне возможно, что решения по бюджету будут приняты в форме временных резолюций и будут включать в себя решения по потолку госдолга. Возможно, как и в 2011 году, будет создана комиссия по реформе бюджета, но, учитывая текущий политический расклад, результаты ее деятельности вряд ли принесут существенные плоды.

Собственно, отсутствие рыночной истерии и понимание, что Бернанке, если что, кинет спасательный круг, и обеспечивает спокойствие на рынке госдолга. Исключением стали самые короткие месячные бумаги – ставка по ним скакнула с 0,07% до 0,11% годовых – на теоретической возможности в случае сохранения бюджетного пата принудительного продления выплат еще на месяц. На уровне штатов, кстати, такие вещи прописаны более подробно – и отсрочки казенных платежей вполне рутинны в Калифорнии и Иллинойсе.