В пятницу министр экономического развития Алексей Улюкаев объявил о создании новой единой информационной системы госзакупок. Как сегодня стало известно Slon, в ней будут размещаться не только заказы всех государственных органов (включая муниципалитеты), но и полная информация об их исполнении. Предполагается, что следить за ходом закупок через интернет сможет любой желающий. «Сейчас ведется работа по принятию концепции технического задания. До конца ноября это решение будет принято комиссией, и затем до 2015 года мы создаем эту систему», – пояснил Улюкаев.

Дело в том, что 1 января 2014-го Россия переходит на новую контрактную систему госзакупок. Новая единая информационная система о госзакупках, которая придет на смену нынешнему сайту Zakupki.gov, должна, во-первых, соответствовать новому закону о федеральной контрактной системе, а, во-вторых, быть более всеохватывающей и продвинутой в плане поиска информации – сейчас часть информации на сайте представлена в виде файлов, внутри которых труднее осуществлять поиск и на которые неудобно давать ссылки. Это делает закупки менее прозрачными.

Владимир Путин на прошлой неделе огласил невероятные цифры: в прошлом году на госзакупки было потрачено около 8 трлн рублей. Это 62% всех расходов бюджета 2012 года. «После мониторинга более 10 тысяч закупок установлено, что более 60% из них были проведены с нарушениями», – признал президент, обратив внимание министров на «завышенные цены» и «нелепые условия» госзаказов.

От 700 млн рублей до 17 млрд рублей – в таком огромном диапазоне, по информации Slon, оцениваются затраты на создание аналогичных систем, которые уже работают в Российской Федерации. Естественно, цена сильно зависит от функций и масштаба системы.

Почем и в какой срок ведущие российские системные интеграторы готовы сделать государству новый сайт госзакупок? Об этом они сами рассказали Slon.

Сергей Сергиенко,
директор департамента по работе со сферой государственных финансов в IBS Невозможно оценить стоимость такой системы без описания ее функционала. В целом речь может идти о сумме в 2–3 млрд рублей. Также стоимость зависит от того, будет ли система создаваться с нуля или с учетом задела, созданного Минэкономразвития, Минфином и Федеральным казначейством. Возможные сроки реализации – 1–2 года. Заинтересоваться заказом могут примерно десять компаний. Думаю, что в процессе создания системы должны появиться проекты приказов, регламенты, инструкции, обучающие ролики и полноценная пользовательская документация. Поддержка системы и пользователей может стоить от 200 до 500 млн рублей в год. Система будет востребована главными распорядителями бюджетных средств, государственными и муниципальными учреждениями, осуществляющими размещение и контроль хода исполнения государственного (муниципального) заказа, контрольно-надзорными органами и, конечно, гражданами.

Дмитрий Красюков,
заместитель генерального директора, SAP СНГ Безусловно, проект представляет интерес для компании, поскольку госсектор – приоритетное направление для SAP как в западных странах, так и в России. И тот факт, что у нас уже реализован ряд внедрений в госсекторе на федеральном уровне (включая проекты в ФНС РФ, ПФР и т.п.), говорит о том, что подобные технологии востребованы. Более того, не так давно мы провели исследование, изучающее вопросы электронного правительства и электронной демократии совместно с ВЦИОМ. Это исследование показало, что, несмотря на многочисленные примеры информатизации России (портал госуслуг, например) и поддержку этих процессов со стороны государства (к 2018 году правительство РФ указом президента должно увеличить долю граждан, использующих электронные механизмы получения госуслуг, не менее чем до 70%), препятствий на пути автоматизации предостаточно, причем как технологических, так и организационных. В их числе экспертами был назван, например, недостаточный уровень квалификации работников муниципальных и региональных органов власти. Хотя именно данная проблема может быть устранена крайне быстро – этим людям для повышения эффективности работы просто не хватает инновационных технологичных решений, вроде тех, что мы разрабатываем уже несколько десятков лет. И этот факт, несомненно, внушает оптимизм: возможно, уже через три–четыре года каждый житель нашей страны, в той или иной степени заинтересованный вопросом, сможет досконально оценить процессы, связанные с осуществлением госзакупок.

Никита Дергилев,
директор по развитию бизнеса департамента по работе с государственными структурами, «Техносерв» Такой проект интересен всем крупным игрокам ИТ-рынка, в составе которых, как у группы «Техносерв», есть собственные подразделения консалтинга и программной разработки. Единая информационная система о госзакупках, охватывающая все уровни власти, – это логичный шаг, поддерживающий введение нового закона о госзакупках, так как работать с несколькими пусть и крупными площадками все-таки неудобно. Опираясь на опыт «Техносерва» по созданию крупных информационных систем, включающих в том числе и информационные агрегационные порталы (для ФМС России, Рослесхоза, ДИТ Москвы), отмечу сложности при создании таких систем: координация проекта на всех уровнях, проблемы юридической верификации всех должностных лиц (база электронных цифровых подписей), обеспечение независимого контроля, исключающего ошибки площадки или мошеннические схемы. Из опыта реализации подобных проектов для крупных федеральных ведомств: средний срок предоставления опытной версии системы составляет около года, но затем обязательно следует период доработки системы перед вводом в промышленную эксплуатацию. По исходной информации назвать даже ориентировочную стоимость всей системы невозможно, но по аналогии с другими подобными проектами можно оценить в 5% долю затрат на обучение чиновников и в 30% суммарно – долю на поддержку и обновление системы.

Дмитрий Эвард,
директор департамента снабжения группы «Астерос» «Астерос» такой проект, безусловно, интересен, как компании, которая могла бы с успехом справиться с такой задачей в качестве разработчика решения, так и компании, которая будет пользоваться данным решением среди других участников торгов. Особенно интересным, на мой взгляд, является то, что это будет не просто очередная электронная площадка, а полноценный портал, консолидирующий информацию по всем торгам: как вширь, то есть по всей территории страны, так и вглубь, то есть по всей вертикали властных структур. Не удивлюсь, если в скором времени портал получит расширение до границ Таможенного союза. Основные сложности в разработке и реализации предлагаемого решения я вижу в том, что, возможно, иногда воспринимается как преимущество проекта. А именно – в объединении и интеграции уже существующих торговых систем в рамках единого портала. Я думаю, что на самом деле затраты на интеграцию могут оказаться неоправданно высокими, если пытаться строить действительно эффективную единую систему госзакупок на базе существующих решений. Сложность интеграции связана не только с относительной технической разрозненностью существующих решений, но и с почти кардинальным изменением парадигмы всей закупочной деятельности государства, начиная с выхода в свет в начале 2014 года Федеральной контрактной системы и заканчивая новым порталом госзакупок.