Кристина Ремер

Вообразите: вы любите ежевику, вы решили не только варить из нее варенье, но и начинять ежевикой пирожки, торговать этими пирожками в собственном кафе «Ежевика», радовать друзей, близких и соседей по околотку. Вы придумали милую радость для себя и своего ближнего круга, но тут в дверь стучат серьезные дяди, говорят, что «Ежевика» – самая дорогая компания в мире, не дозволяет вам использовать ежевику в качестве вывески, ибо ягода занята.

«С чего бы? – воскликнули бы вы совершенно резонно. – Я эту ежевику с детства люблю! Еще бабушка моя варила варенье из той ежевики, и об ней, о бабушке, когда она была еще юницей, и напоминает мой рисуночек. Вы посмотрите на девочку в старинной шапочке!» Но серьезные дяди непреклонны. Нет, говорят, у вас прав на ежевику. Назовитесь клюквой или еще какой ягодой, а от нашей собственности руки прочь. 

Обычно в этой части истории – любой специалист по товарным знакам подтвердит – маленького героя лишают его шинели, отбирают крыжовник, каким бы кислым он ни был, – и плачет недоделанный Давид, клянет супостата Голиафа, а что поделаешь? Ровно так, например, было с владелицами кафе в Эслингене, на юго-западе Германии, которым в прошлом году голливудская компания Paramount запретила использовать название «Pink Ladies», вольно или невольно напоминающее о мюзикле «Grease» (в музыкальном фильме 1978 года «розовыми леди» назвались участницы девичьей группы). 

Тем и прекрасна эта идиотская история – она и началась неожиданно, и закрутилась не по обычному сценарию. Два года назад Кристина Ремер, хозяйка новенького кафе Apfelkind на 35 мест на юге Бонна, получила уведомление, что не имеет права на яблочко. Представители концерна Apple рассмотрели зарегистрированный символ боннского кафе «для всей семьи» и обнаружили в нем чрезмерное сходство со своим, защищенным законом товарным знаком. Это, по их мнению, вредит интересам фирмы. 

Ничего особенного в подобной претензии нет – в германском патентном агентстве сообщают, что ежегодно рассматриваются тысячи таких жалоб. Однако кто в этой истории прав, легко понять и не будучи специалистом, достаточно всего лишь сравнить оба логотипа: надкусанное яблоко Apple, вспоминающее не то Ньютона, не то Тьюринга, и красный фрукт с детским профилем, сочиненный с несколько дилетантской любовью к деталям (вот он). Из общего у них, пожалуй, только листочек, действительно глядящий в одну и ту же сторону. 

Как бы амбициозна ни была Кристина Ремер, жена преуспевающего мужа, пожелавшая совместить долг матери с амбициями бизнес-леди, никак не думала она, что станет для Apple чем-то большим, чем одной из покупательниц (макбук, айфон – куда же без них современной деловой женщине?). Однако от своего яблочка она отказываться не захотела. «Дело не в марке, а в справедливости», – говорит она. Борьба за символ стала для нее жестом символической гражданственности.

Символы, к слову, тут рассыпаны с щедростью райского сада. Разве не показательно, что с домашним кафе, желающим уйти прочь от «синтетических сетевых заведений», борется фирма, в особом человеколюбии не замеченная? Разве не логично, что в воровстве мать семейства упрекает компания, которую то и дело винят в краже чужих технологий? Кто у кого что украл? Кто за справедливость? За правду?

За два года разбирательств, обошедшихся в несколько тысяч евро, стороны были несколько раз близки к пониманию. Концерн Apple предложил Кристине Ремер ограничить использование логотипа чашками и игрушками. В обмен немка должна была хранить молчание. Ответ – нет. Кристина Ремер предложила Apple финансировать проект по поддержке социально-незащищенных детей. Ответом была тишина. 

Но на днях эта история завершилась самым неожиданным образом: концерн Apple без объяснения причин вдруг отказался от всех претензий. Неизвестно, насколько окончательно это решение. Кристина Ремер торжествует с осторожностью, а благодарит не без иронии: конечно, Apple сделал отличную рекламу кафе Apfelkind, о нем заговорила вся Германия, да и не только она, но скажите, когда бизнес-леди было заниматься делами, если она все время бегала по судам?

Сейчас, по словам Ремер, у нее появится время подумать и о целой сети фирменных кафе, и о выпуске игрушек, и о марке детской моды с логотипом Apfelkind. Победив Голиафа, наверное, невозможно остаться прежним Давидом. На сайте кафе виртуальный магазин уже открыт: в ассортименте кружки, тряпочки, абажуры. 

В Германии наблюдатели говорят о «самом абсурдном», «самом диком» случае в истории немецкого патентного права, не желая почему-то видеть всей логичности претензий концерна, устроенного по-сектантски. Юристы Apple ведь не столько защищали свое собственное надкусанное яблочко, в нынешнем виде существующее с 1988 года, сколько претендовали на яблочную монополию. Они отстаивали свое, вообразившееся им сакральным право на яблоко яблок – на яблочко вообще, на абсолют, подобия которого являет нам реальность, яблоки такие и сякие, целые и изгрызенные, в червяках и без оных, каких угодно пород – яблок много, и все Apple. О, светлый новый мир! Любое яблоко, включая те, что на деревьях, могут зреть лишь в садах Apple, и никто не имеет ни малейшего права самостоятельно, лишь по зову души посадить в палисадничке хоть антоновки десертной деревце, хоть аниса пурпурового.