Фото: Владимир Смирнов / ИТАР-ТАСС
Вчера глава РЖД Владимир Якунин заявил, что надо дерегулировать вагонную составляющую тарифа на перевозку грузов вагонами своей компании. Это может поднять рентабельность РЖД, но и повысить цены. Минэкономразвития, наоборот, думает, как бы сдержать рост цен.
Проблема действительно актуальная, следует из сегодняшнего доклада Института проблем естественных монополий, расходы на перевозку груза железнодорожным транспортом в России стремительно догоняют уровень США.
Источник: ИПЕМ
В 2005 году грузоотправители США за перевозку железнодорожным транспортом 1 тонны груза на 1 км платили на 34,6% больше, чем российские, – к прошлому году эта разница сократилась до 18,6%.
По-прежнему сохраняется преимущество российских компаний химической промышленности (затраты на перевозку на 43,2% ниже, чем в США), черной металлургии (на 29,5%), лесной промышленности (на 52%) и занимающихся производством строительных материалов (на 66,9%), а вот затраты на перевозку угля на 2,6% выше, чем у компаний из США. Затраты на транспортировку зерна у нас все еще ниже, чем в США, но разрыв очень мал – 7,4%.
Самое забавное состоит в том, что средняя скорость грузовых составов в России упала ниже скорости велосипедиста, – 10,3 км/ч в 2011 году и 9,1 км/ч в 2012 году. При этом в США в позапрошлом году грузы ездили по ж/д с магистральной скоростью 46 км/ч. Правда, эта скорость не учитывает – в отличие от российских данных – остановок в пути. По некоторым оценкам, средняя же скорость в США составляет 27-30 км/ч. Разница с Америкой в три раза.
Нам продают скорости велосипеда почти по цене американского железнодорожного состава!