Кадр из фильма «Елена»
Полгода назад по заданию журнала «Большой город» я залез на крышу жилого дома на Востряковском проезде в районе Бирюлево Западное. Я готовил репортаж о крупнейшем в России рынке овощей и фруктов «Покровская база», который находится неподалеку. Теперь это место знают все, и на рынок можно попасть, выкрикнув пароль: «Россия для русских». Полгода назад я был единственным журналистом, которому удалось проникнуть внутрь закрытой части рынка, который скрывался под скромной вывеской «Автостоянка». Буквально через две минуты прогулки среди фур меня задержала охрана, сфотографировала и вывела за территорию. Единственную возможность увидеть, что происходит на этом рынке, давали спутниковые снимки Google либо обзор с крыши близлежащего жилого дома. Передо мной открывалось завораживающие зрелище: рынок находится между огромными градирнями ТЭЦ и мусоросжигательным заводом. На территории несколько сотен фур, между которыми бегают тысячи людей и быстро перегружают мешки с фур на «газели». Как впоследствии подсчитали эксперты, ежедневно на «Покровке» продается помидоров, морковки, петрушки и других овощей на $20–40 млн, или примерно на $9 млрд в год. Через «Покровку» проходит 60% овощей и фруктов, продающихся в Московском регионе. Обеспечивают работу рынка около тысячи кавказцев и выходцев из Средней Азии, которые предпочитают селиться в близлежащих домах района Бирюлево Западное.
Вы не представляете, как выглядит Бирюлево? Помните фильм Андрея Звягинцева «Елена»? Семья главной героини жила как раз в Бирюлеве, в том же доме, с крыши которого я наблюдал за работой «Покровки». Окна героев фильма выходили на градирни ТЭЦ. Поверни оператор камеру чуть правее – и открылся бы прекрасный вид на «Покровку». География, знакомая теперь всем, – через 200 метров дом, где жил убитый Егор Щербаков, полкилометра до Покровской базы, за продуктами идти проще всего в торговый центр «Бирюза».
Жители Бирюлева давно жалуются на засилье мигрантов, плотно припаркованные на обочинах улиц «газели». Больше 5 лет инициативная группа устраивала митинги, ходила на программу Андрея Малахова, неоднократно писались жалобы в мэрию. Чиновники открывали в районе школу «c углубленным этнокультурным русским компонентом образования», а на жалобы дипломатично отвечали: «Покровская плодовоовощная база является стратегическим объектом продовольственного обеспечения Москвы, поэтому перенос ее невозможен».
Что за всесильные хозяева стоят за Покровской базой? По данным «СПАРК-Интерфакс», ЗАО «Новые Черемушки» контролируют выходцы из Дагестана, сводные братья Алиасхаб Гаджиев и Игорь Исаев. Помимо этого, им принадлежат оптовый плодоовощной комплекс «Зеленоградский», небольшой банк РБА с отделениями в Москве и Махачкале, несколько агрофирм в Московской области, Московский комбинат шампанских вин и производитель алкогольной продукции РИСП. Когда я готовил текст для «БГ», владельцы отказались от интервью, но уже после выхода материала предъявили претензии – они доказали мне, что у них нет нелегального рынка, а есть единственная в России «автостоянка с функцией торговли». Поднимать скандал они не стали, потому что текст был посвящен переделу сфер влияния после убийства криминального авторитета Деда Хасана. Как рассказали мне работники рынка, до убийства Деда Хасана последний серьезный кризис на «Покровке» был в 2005 году, когда выходцы из азербайджанского города Гянджи начали демпинговать и переманивать оптовиков к себе на Басманный рынок. Противостояние закончилось февральской ночью 2006 года, когда рухнула крыша Басманного рынка и под ее обломками погибло 66 человек, большинство из которых были родом из Гянджи.
С тех пор сферы влияния четко разделены. Одну из трех оптовых плодоовощных баз – Хлебниковскую, около аэропорта Шереметьево, контролируют структуры группы БИН выходцев из Ингушетии, братьев Саита и Михаила Гуцериевых (последний более известен как владелец нефтяной компании «Русснефть»). А торговцы с Басманного рынка перебрались на Дмитровский оптовый рынок на пересечении МКАД и Дмитровского шоссе, которым владеют родственник президента Кабардино-Балкарии Арсена Канокова Тимур Каноков и его партнер Артур Карданов.
Если Онищенко решил всерьез заметить антисанитарию на «Покровке» и закрыть рынок, оставшиеся две базы просто не справятся с объемами овощей и фруктов, и тогда последствия погрома в Бирюлеве все скоро увидят на ценниках в магазинах.
Пару лет назад вокруг Дмитровского рынка построили жилые дома, от которых до места торговли не более 100 метров. Жители домов тоже пишут письма в мэрию, им обещают закрыть рассадник антисанитарии, но торговля идет бойко. Как рассказал один из членов инициативной группы жильцов, несмотря на обещания закрыть рынок, недавно неподалеку были построены новые складские здания. Для них вырубили лес, засыпали освященный родник, а поклонный крест отправили заказной бандеролью в епархию. Жители провели расследование и узнали, что на строительство складов не было выдано никаких разрешений. По словам жителей, они добились встречи с главой Мытищинского района, который, их внимательно выслушав, покачал головой и сказал: «Очень плохо они поступили, но вы поймите, они вложили в это строительство $20 млн, ну не сносить же их теперь? Давайте пойдем им навстречу!»
Понять жителей Бирюлева можно. Представьте, когда в соседней «однушке» живет 17 гастарбайтеров, которые с раннего утра начинают по очереди мыться, а потом хлопают дверьми, идя на работу. Или вы приводите ребенка в первый класс, а там сплошные дети гастарбайтеров. Или стоите в очереди за банкой «Ягуара», на часах без двух минут 23 часа, а перед вами очередь из пяти таджиков. Черт возьми, они стоят на моем месте!
В конце фильма «Елена» внук главной героини, выросший в Бирюлеве, принимает участие в массовом избиении подростками кавказца (жители Бирюлева наверняка подумали, что это работник рынка). А завершив дело, переезжает в элитную квартиру на Остоженке, оставшуюся после смерти мужа, которого Елена убила передозировкой «Виагры». В финальном кадре внук стоит на балконе элитной квартиры в Молочном переулке и смотрит на тот дом, в котором сегодня находится под домашним арестом экс-начальник Департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева.
Конечно, это нелепая случайность. Звягинцев, снимая фильм о варварских нравах современной России, старательно обходит тему коррупции. Но жизнь куда богаче вымысла. У Евгении Васильевой есть знакомые в Бирюлеве. Глава управы района Виктор Легавин – отставной военный. При Сердюкове Легавин занимал пост заместителя командующего Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) по тылу. В его ведение входили и имущественные отношения, и, соответственно, знакомства с Васильевой ему было не избежать. В 2009 году он уволился в запас, занял пост главы управы «Бирюлево Западное». Сейчас МВД выявило многомиллионные хищения средств в РВСН в 2008 году. Но неизвестно, имеет ли Легавин отношение к этому делу. В его декларации за 2012 год доход 1,8 млн рублей, квартира площадью 87 кв. м и скромная машина «Тойота-Королла». Дочь работает в конкурсной комиссии Комитета по архитектуре и градостроительству Санкт-Петербурга. Вроде бы все как у всех. И вроде бы зря владельцы Покровской базы обвиняют власти и полицию в продажности.
Претензии предъявляют и главе полиции района Бирюлево Западное, подполковнику Геннадию Каверину. Хотя у него биография куда более интересная. Родился в Воронежской области, окончил местный вуз МВД, работал начальником криминальной милиции столичного района Донской. В 2010 году попал в неприятную историю: одного из его подчиненных, капитана Александра Семенихина, обвинили в превышении полномочий с применением насилия. Проводя проверку по заявлению о краже 10 тысяч рублей, Семенихин пытался незаконно привлечь к ответственности сына заявителя и его друга, подкинул последнему наркотики и возбудил в отношении него уголовное дело. Следственный комитет арестовал Семенихина, начальника ОВД «Донской» уволили из органов, а Каверина «отстранили от должности с понижением». Однако менее чем через полгода он возглавил ОВД «Бирюлево Западное».
Геннадий Каверин. Фото: odnoklassniki.ru
Где ждать погромов завтра? Можно сделать предположение. На прошлой неделе случился национальный конфликт в Капотне, где находится рынок «Садовод», приютивший продавцов закрытого Черкизовского рынка, на этой – в Бирюлеве. По данным Мосгоризбиркома, за исключением территории Новой Москвы, действующий мэр Сергей Собянин больше всего голосов получил в районе Капотня – 64,84%. На втором месте – Бирюлево Западное – 64,24%. Причем интересно, что в ближайших к «Покровке» домах Собянину отдали свои голоса 67,37% избирателей, подальше, в доме, где жил Егор Щербаков, – 58,56%, а ближе к платформе Бирюлево-Товарная Собянин еле набирает 50%. Четвертое место – с 63,26% за Собянина – занимает район Дмитровский, который примыкает к Дмитровскому оптовому рынку. 59,61% избирателей района Северный, в котором находится рынок, голосуют за Собянина. На шестом месте – Выхино-Жулебино (59,29%), где буквально несколько месяцев назад закрыли крупный рынок, но большинство гастарбайтеров продолжают снимать квартиры.
Невозможно вырваться из гетто? По иронии судьбы Андрей Звягинцев поселил героев своего фильма ровно в том доме, где выросла самая титулованная российская спортсменка. 30-летняя Анастасия Давыдова, 5-кратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию (больше в России олимпийских медалей только у лыжницы Любови Егоровой), 13-кратная чемпионка мира и 7-кратная чемпионка Европы каждый день любовалась из своего окна градирнями ТЭЦ, растущей в размерах Покровской базой, а потом садилась на электричку и ехала на другой конец Москвы на тренировку.