Фото: Владимир Смирнов / ИТАР-ТАСС
Министр связи РФ Николай Никифоров сообщил о планах через три-пять лет вывести «Почту России» на биржу. Разговоры о возможном акционировании «Почты» и ее IPO ведутся уже достаточно давно. Однако именно сейчас правительство особенно заинтересовано в первичном размещении, поскольку в 2014–2016 годах нас ждет серьезный дефицит федерального бюджета.
На мой взгляд, IPO «Почты России» действительно может стать успешным. Еще не забылся недавний выход на LSE Royal Mail Group Ltd. – почтовой службы Великобритании. Впрочем, нашей «Почте» необходимо проделать достаточно большой путь, прежде чем можно будет говорить о готовности компании к выходу на биржу. Государству предстоит сделать три последовательных шага навстречу IPO «Почты».
Первым делом надо провести акционирование ФГУП. Соответствующий законопроект и стратегия развития предприятия и всей отрасли уже внесены в правительство. Предполагается, что документы будут рассмотрены до конца года. Акционирование компании может пройти не ранее середины 2014 года. Скорее всего, процесс затягивать не будут, поскольку правительство несет тяжелый для него груз субсидий ФГУП в объеме 5–6 млрд рублей (напомню, что совокупный дефицит федерального бюджета на 2014–2016 годы составляет примерно 1,7 трлн рублей и кабинет министров хочет его уменьшить всеми доступными способами). Однако без параллельного снижения издержек сокращение субсидий приведет к убыткам предприятия. Так, в прошлом году выручка ФГУП достигла 129 млрд рублей, а чистая прибыль – всего 0,8 млрд рублей. Несомненно, убытки негативно отразятся на привлекательности предприятия для потенциальных инвесторов. Эту проблему нужно решить в ходе дальнейших шагов по подготовке к IPO. | |
Второе обязательное условие успешного первичного размещения – хорошие финансовые показатели, которые будущий эмитент должен демонстрировать на протяжении нескольких лет подряд. А это требует сокращения издержек. Основная проблема «Почты» в том, что из 41,9 тысячи отделений около 30 тысяч убыточны. Между тем из-за высокой социальной значимости предприятия закрытие нерентабельных отделений может затянуться надолго. В краткосрочной перспективе самым очевидным способом добиться безубыточности может стать сокращение штатов. Оплата труда – это основная часть расходов «Почты России». Например, в 2012 году на эти цели ушло около 42% всех издержек, или 56 млрд рублей. Количество сотрудников «Почты России» ежегодно сокращают в среднем на 4%. Сегодня на предприятии трудятся около 293 тысячи человек. По моим оценкам, для выхода на безубыточность без госсубсидий «Почте России» необходимо сократить еще как минимум 10–15 тысяч работников. |
Источник: Инвесткафе
Третий важный шаг перед размещением – выделение или продажа некоторых ненужных активов. Эта мера также призвана сократить издержки. Если говорить о реализации активов, то «Почте России» необходимо закрыть некоторое количество отделений. В нашей стране на 1 млн домохозяйств приходится 768 почтовых отделений, что в 1,6 раза выше показателя Royal Mail Group Ltd., которая обходится 482 отделениями на миллион домохозяйств. На мой взгляд, «Почте России» необходимо стремиться к показателям английской компании. По оценкам самой «Почты», у нее примерно 11 тысяч лишних отделений. На их закрытие может потребоваться несколько лет, но эта мера очень важна для повышения капитализации предприятия при первичном размещении. Судя по всему, при сохранении тенденции ФГУП удастся снизить издержки до безубыточности на уровне чистой прибыли как раз к моменту предполагаемого акционирования в середине 2014 года. Если учесть планы по развитию «Почтой» финансовых услуг на основе собственной банковской лицензии и темпы роста рынка e-commerce, прибавляющего 30% ежегодно, то можно ожидать достаточно высокого спроса на бумаги предприятия в ходе IPO. Потенциальные инвесторы должны оценить развитую филиальную сеть компании, которая поможет успешно развивать вышеперечисленные услуги. |