Есть у меня старинный друг Алексей Приходько. Вернувшись в октябре из отпуска в московскую золотую осень, я ему позвонила.

– Золотая осень, говоришь? Да у меня война тут за золотую осень! – Огорошил меня Леша с порога. – Я листья отбираю у дворников и пишу кляузы в управу.

Нет, Леша не сумасшедший эколог и не сумасшедший художник, вообще не клинический сумасшедший, а обычный бизнесмен. Но два года назад Леша сперва вышел на Болотную площадь протестовать против фальсификации итогов выборов в Госдуму, а потом его угораздило избраться муниципальным депутатом района Крылатское (его два раза пытались снять с выборов, в итоге его юрист снял кандидата-единоросса, но история не о том). С тех пор жизнь Леши стала намного интереснее и безумнее, чем могла бы быть. Летом, например, он едва не оказался фигурантом уголовного дела о грабеже дворников с отъемом у них триммера, которым они незаконно стригли цветы и кустарники. Работы мой приятель остановил, триммер изъял и как раз собирался сдать полиции, когда к нему пришли с обыском. В результате полиция признала правоту депутата, а клумбы на радость бабушкам и жителям были спасены. Теперь, значит, листья.

Суть истории такова. В Москве еще остались вполне зеленые дворы, желтеющие осенью, к счастью окрестных романтиков. При этом дворники, которые летом стригли триммером клумбы, теперь собирают в кучи желтые листья и вывозят их в неизвестном направлении.

– В моем районе недавно поселилась молодая чета экологов, они меня нашли и рассказали о проблеме. Дело в том, что вывозить листья из скверов нельзя по экологическим нормам, это противоречит постановлению правительства Москвы от 2002 года, там говорится, что можно убирать листву только вдоль магистралей или дорог областного значения на расстоянии 25 м. Из дворов можно, только если там «газон обыкновенный», а у нас везде – «разнотравье», а из парков, скверов и так далее вообще нельзя, – объясняет мне Приходько.

– И что ты делаешь?

– Доносы пишу в управу о нарушении закона. В ГУИС на горячую линию звоню, но трубку они не берут. Говорил с дворниками, самое смешное, что они сами понимают, что занимаются бесполезной и вредной работой, и делятся со мной, что были бы счастливы ее не делать, но начальство велит. Управляющие компании тоже все понимают, но говорят, что есть некая инструкция, откуда-то из мэрии приходящая в ГУИС. Рассказали, что на прошлой неделе замглавы управы, увидев мой двор, где листья не убраны, на объезде, оштрафовал управляющую компанию. В итоге я пишу письма в управу и в мэрию с просьбой остановить вывоз листьев хотя бы у нас в районе, в ответ – молчание. Поэтому я как депутат хожу с граблями по району и листья из мешков раскидываю, – объясняет Приходько.

Активистка движения «Партизанское садоводство» Леля Жвирблис объясняет мне, почему эти желтые листья так нужны: они согревают землю, когда ложится снег.

– Иначе это вредит корням деревьев, многолетним растениям, микрофауне, наконец, даже трубы под землей могут лопнуть из-за переохлаждения.

Леля говорит, что борьбу за листья экологи начали много лет назад, когда в московскую мэрию в 2007 году на должность заммэра по ЖКХ и коммунальному хозяйству пришел Петр Бирюков. Бирюков оказался одним из немногих городских чиновников, сохранвших свой пост и при новом мэре Сергее Собянине.

– Вообще, если вы хотите прекратить уборку листьев и защитить деревья в вашем родном дворе или сквере, все просто: надо написать около 5 различных жалоб в ГУИС, управу и мэрию. Логики у этой уборки нет никакой, разве что гипотетически может быть какой-то коммерческий расчет: вывезти листья за город, в Мосзленхоз, переработать потом в удобрения и обратно перепродать городу, иного объяснения их упорству, если честно, нет.

– Ну, это не по всему городу так, – мысленно возражаю я, – только утром я уехала из родного района Измайлово, где желтые листья лежат ковром по двору и скверу рядом с домом.

Я возвращаюсь домой. Листьев нет – только серая земля и торчат деревья. Листья сложены в мешки. Золотая осень закончилась.

Я звоню на горячую линию управы, говорю, что происходит нарушение.

Мои слова равнодушно записывают. Я сижу в сквере два часа и жду – вдруг отреагируют. Потом пытаюсь разорвать мешок, но не выходит. Соседи на лавочках смотрят равнодушно.

– Так во всех районах, скоро оленей привезут, – шутят у меня в комментариях пользователи Facebook.

Пресс-секретарь мэра Москвы Гульнара Пенькова на запрос Slon о комментарии на момент сдачи материала не отреагировала.