Фото: ИТАР-ТАСС / Интерпресс / Виктор Бартенев
Я считаю, что прав скорее Кац. Придумывать еще одну экспертизу тарифов ЖКХ, тратить на это время и ресурсы – не очень-то эффективно. В любом случае эта структура останется громоздкой и непрозрачной. Большая часть злоупотреблений в ЖКХ связана с тем, что управляющие компании, поставщики коммунальных ресурсов, их сотрудники и управленцы просто воруют деньги на всем подряд – на закупках, сервисах, качестве материалов. Чтобы заставить их этого не делать, одного закона об аудите недостаточно. Допустим, проведут закон и будет создан дополнительный аудит, наймут PricewaterhouseCoopers, они выяснят, что все плохо, тарифы раздуты. И что? В следующий раз ответственные люди просто аккуратнее подготовят документы. Этот закон не изменит саму систему назначения людей и их ответственности, потому что это часть муниципальной машины. Кац прав: не надо тратиться на стрельбу из пушки по воробьям. ЖКХ, конечно, всех волнует, но Навальный предлагает копаться в вязкой субстанции, тратя много времени и сил, а на выходе получим мелочь. Тарифы и качество услуг не изменятся. ЖКХ – это тяжелая, мутная и неповоротливая махина, где ключевым является не законодательное регулирование, а правоприменительная практика. Ответственность на коммунальщиках, а уволить этих людей по факту может только город. Сейчас это клановые структуры, где все друг друга знают. Сферы «кормлений» поделены, все довольны. Как на это можно повлиять? Хотя, конечно, по идее, неустраивающие жильцов управляющие компании надо разогнать, проводить жесткий конкурс по отбору новых, заменять их при малейшей жалобе, сделать эту процедуру более прозрачной. Менять поставщиков воды, или электроэнергии, если есть сомнения в их эффективности. Внедрять конкуренцию, где это возможно. В общем, много всего можно делать. Но в любом случае это гораздо больше, чем аудит. Тут конечно, важна позиция жителей, «специализированных» общественных движений по снижению тарифов. На Западе есть такие. Но это группы активистов с вполне локальными целями: они не хотят выиграть президентские выборы или чтобы силы добра победили зло, у них конкретная задача – в городе икс коммунальная компания игрек злостно завышает тарифы, и надо вытеснить этого монстра из города. У них это иногда получается. Но главное, не думаю, что если Навальный действительно влезет во все это, то он сильно продвинется к главной цели. Возьмем борьбу с «Роснефтью» – здесь все ясно: вот Сечин, вот Навальный. То же самое с РЖД или ВЭБом. Это символы «режима». А тут, в ЖКХ, куча мелких злоупотреблений и воровства. Лучшее, что можно с этим сделать – провести тотальную чистку, как Саакашвили в свое время уволил всех полицейских. Это «лучшее» можно сделать, обладая политическими ресурсами. У Навального единственного сейчас, есть реальные шансы эти ресурсы получить. Изменить в стране что-то по крупному. И мне кажется странной затея расходовать свой политический капитал на войну за прозрачность ЖКХ, в которой не будет ярких результатов, и которая мало дает в плане достижения глобальных политических целей.
Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития
В чем ключевая проблема и откуда в России такие высокие тарифы на [услуги] ЖКХ? В первую очередь из-за технологической неэффективности. Высокие потери электричества, газа, тепла приводят к тому, что затраты монополистов обречены быть выше, чем в Европе или в Америке. Если мы хотим кардинально бороться с высокими тарифами, нужно говорить о технологическом перевооружении отрасли, а без инвестиций этого не произойдет. Какие контролирующие органы ни вводи, если труба гнилая, бесполезны все анализы. Институт аудита тарифов и сейчас существует, вопрос – как отбираются аудиторы и насколько тесно они связаны с регуляторами. Можно попытаться вводить новые законы, но о снижении тарифов ЖКХ в результате этого можно говорить только в рамках пиара. От аудита тарифы точно не снизятся, в лучшем случае мы лишь получим обоснование, почему они такие высокие.