Фото: Sergei Karpukhin / Reuters

Slon ведет новый совместный проект с международной сетью ученых «ПОНАРС Евразия», участники которой разрабатывают новые подходы к политике и безопасности в России и Евразии. В рамках этого проекта мы публикуем аналитические статьи членов ПОНАРС, среди которых – известные политологи, историки и социологи из США, Европы, России и других стран СНГ. Это другой взгляд на Россию, ее политику и ее политиков. Сегодня мы публикуем новый материал серии – статью Михаила Алексеева из Университета штата Калифорния в Сан-Диего о том, как данные Google позволяют прогнозировать общественные настроения и стабильность российского режима.

По ту сторону опросов общественного мнения: 

поисковые запросы в Google и непостоянство динамики протестных настроений в России

Обычно рост недовольства курсом страны, который легко измерить уровнем снижения общественной поддержки властей, предшествует массовым антиправительственным выступлениям, как это показали события «арабской весны». Например, концу 30-летнего периода правления Хосни Мубарака предшествовал резкий спад удовлетворения египтян политическим курсом: с 55% участников опроса, проведенного фондом Pew в 2006 году, до 28% в 2010 году. Его преемник Мухаммед Мурси был отстранен от власти после того, как удовлетворенность общества перспективами Египта упала с 65% в 2011 году до 20% в 2013 году.

Согласно опросам, проведенным «Левада-центром», уровень удовлетворенности в России курсом, по которому идет страна, постепенно снижался; главным образом это снижение имело место с декабря 2007 по ноябрь 2011 года: с 64% до 41%. Последняя оценка была получена за месяц до проведения крупнейших общественных выступлений против путинского правления. За указанный период уровень положительного отношения к Путину упал с 87% до 67%. Иными словами, этот спад был не только гораздо менее резким, нежели в Египте, но и основное снижение произошло до 2011 года. После января 2011 года эти данные колебались с погрешностью 10% (±5% или же чуть выше погрешности 3–4% ошибки выборки в этих опросах), что было недостаточно для того, чтобы предсказать взрыв народного протеста. Из этих данных также нельзя получить ответ на вопрос о вероятности политических протестов: с 2001 года этот показатель оставался низким и ни разу заметно не подымался, хотя сам уровень проявления протестов колебался (см. график 1 в конце текста).

Более того, давление, которое российские власти оказывают на НПО, в том числе захват в 2003 году Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), возглавляемого Юрием Левадой, а также принуждение «Левада-центра» к регистрации в качестве «иностранного агента» в 2013 году, по понятным причинам отбивает у российских организаций, занимающихся опросом общественного мнения, желание задавать более конкретные вопросы, связанные с протестными настроениями. Глава «Левада-центра» Лев Гудков признал, что были применены поправочные коэффициенты, которые основывались на данных активности избирателей и результатах голосования, представленных Центральной избирательной комиссией (ЦИК) по предыдущим выборам.

Эти коэффициенты, примеры применения которых Гудков привел в начале 2012 года, имели незначительное влияние на результаты выборов. Однако Гудков основал эти коэффициенты на данных ЦИК по предыдущим выборам и на предположении, что ЦИК подтасовал эти результаты в пользу «Единой России» и Путина на уровне 3–6%. Анализ же статистических данных подтасовок избиркома (к примеру, частота повторов одних и тех же цифр в сообщаемых результатах) на выборах 2008 года дает основания предполагать, что подлинные масштабы приписок голосов превышали 25% и что сообщаемые ЦИК результаты были сильно подтасованы в пользу кремлевских кандидатов [1]. В силу такого рода корреляций использование поправочных коэффициентов, основанных на данных ЦИК, делает данные опроса общественного мнения сомнительными с точки зрения замера уровня поддержки властей, вне зависимости от того, насколько точны оценки масштабов подтасовок, а также того, насколько точно опросы общественного мнения предсказывают официальные результаты голосования.

Более того, как признал Гудков, порой люди, имеющие доступ к Кремлю, желают преувеличить масштабы спада популярности Путина, с тем, чтобы заставить его обеспокоиться за свое политическое будущее и покарать своих политических оппонентов и независимые организации, проводящие опросы общественного мнения, как это, судя по всему, произошло в 2003 году. Уязвимость российских организаций, проводящих опросы общественного мнения, перед лицом такого давления – особенно в условиях, когда Кремль ужесточил наказание для критиков режима, – еще больше снижает ценность результатов российских опросов общественного мнения как инструмента предсказания общественных настроений.

Исследование поисковых запросов

К счастью, в нашем распоряжении имеются иные инструменты, и доступ к ним расширяется. Одним из них является статистика частоты поисковых запросов в интернете, которую можно использовать для систематического прогнозирования политических и общественных настроений. Это стало очевидным после проведения исследования частоты поисковых запросов в Google, в результате которого была достоверно предсказана эпидемия гриппа в США за две недели до ее наступления. Сет Стивенс-Давидовиц из Гарвардского университета сумел оценить влияние расовых предрассудков на количество голосов, отданных за Барака Обаму, подсчитав количество поисковых запросов в Google с использованием расистски окрашенных выражений в США за период 2004–2007 годов. Тобиас Прайс из бизнес-школы университета Уорик, Хелен Сюзанна Моат из Университетского колледжа Лондона и Хэрри Юджин Стэнли из Бостонского университета выяснили, что определенные поисковые запросы в Google были существенно связаны с общим направлением еженедельных заключительных показателей индекса Доу-Джонса.

Все эти исследования опирались на крайне важные методологические преимущества, которые дает изучение поисковых запросов в интернете. Благодаря этой методике удается выявить личное отношение к щепетильным вопросам, которое респонденты вряд ли продемонстрируют в ходе опросов, интервью, глубинного интервьюирования и прочих методов изучения настроений в обществе.

Но более важно, что опросы общественного мнения в масштабах целой страны и другие выборочные методы изучения общественного мнения рассчитаны на оценку доминирующих точек зрения в стране в целом, тогда как в массовых протестах участвует ничтожно малый процент от общего населения страны. Речь идет о людях, которые чувствуют себя особенно оскорбленными, они возмущены и готовы к действию в гораздо большей степени, нежели общество в целом. Данные поисковых запросов интернета как раз позволяют выявить именно такую группу пользователей. 

Одной из самых больших проблем анализа поисковых запросов в интернете является отбор ключевых слов, задаваемых в поиск. Труднее всего убедиться в значимости того или иного термина, используемого в интернете, то есть насколько эти предполагаемые слова и словосочетания отражают определенное отношение или поведение в реальности. К примеру, анализ, на основании которого была предсказана эпидемия гриппа, проводился в несколько этапов вычисления наиболее вероятных ключевых слов. При этом вначале были взяты тысячи терминов, заданных в поиск, которые были разбиты на целенаправленные диагностические кластеры. Другая проблема – насколько достоверными остаются эти термины по прошествии определенного времени. Если тенденции измеряются в течение продолжительного периода, длящегося годами, а язык политики за это время меняется, то методика прогнозирования, основанная на ключевых словах поисковых запросов, может оказаться неэффективной.

Интернет-показатели протестных настроений

Методика анализа поисковых запросов в интернете в условиях российского политического социального контекста должная соответствовать по меньшей мере трем критериям, чтобы ее можно было использовать в качестве индикатора антиправительственных протестных настроений. Во-первых, запрос должен содержать объект недовольства или же имя главного «козла отпущения». Российская централизованная система правления заточена под одного человека, и на сегодня этим человеком является Владимир Путин. Статистический анализ данных изучения российского общественного мнения, проведенный Деброй Джевелайн, показал, что выявление виновника является решающим катализатором массовых публичных выступлений в России [2]. Несомненно, что как руководитель государства Путин является наиболее заметной мишенью для всякого потенциального выражения недовольства.

Во-вторых, поисковый запрос должен содержать «характеристику объекта обвинения», которая порождает отрицательные ассоциации. Одним из способов выявления таких тем является контент-анализ интернета. В 2011 году бывший советник Ельцина по вопросам национальной политики Эмиль Паин и его коллеги собрали великолепные данные, проведя исследование дискурсов представителей националистической, коммунистической и либеральной оппозиции, представленных в крупнейшей российской социальной сети «ВКонтакте» [3]. В результате их количественного анализа были выявлены три основные темы, которые пересекаются в по меньшей мере двух из этих трех групп: коррупция, ксенофобия и антиамериканизм. Иными словами, те российские пользователи интернета, которые более склонны к протестным настроениям, в поисковых запросах, скорее всего, указывают слова, свидетельствующие о коррумпированности Путина, его неславянском происхождении, а также о его тайной приверженности интересам Запада в ущерб интересам России.

В-третьих, учитывая, что слухи зачастую являются главным катализатором массовых выступлений, надуманные, но убедительно выглядящие утверждения могут быть более точным показателем грядущих проявлений массового протеста, чем достоверные или хорошо проверенные сведения. 

На основании этих трех критериев мы выбрали для анализа пробный запрос, содержащий словосочетание «Путин еврей». Эта фраза объединяет поисковые запросы, которые заданы как в утвердительной, так и в вопросительной форме. Она содержит имя главного виновника в сочетании с общественно-резонирующим, надуманным, но и не столь уж невероятным (хотя и неверным) признаком, характеризующим объект. Социальные исследования показали, что антисемитизм остается сильным и устойчивым явлением в российском обществе. Намеки на то, что кто-то «скрывает, что он еврей», традиционно являются стандартным элементом набора слухов, распространяемых о человеке, который не вызывает симпатий. Национально-религиозные предрассудки, отражающиеся в такой характеристике, также сочетаются со стереотипом еврея как богатого прохиндея, который чурается честного физического труда, не испытывает чувства верности России и любви к ней, поскольку ему ближе Израиль и Запад. 

Те, кто задают такой поиск в интернете и предполагают, что Путин может «скрывать, что он еврей», делают это, скорее всего, не столько из любопытства или в силу помешательства на теории заговора, сколько потому что подозревают, что Путин и его окружение коррумпированы и не служат интересам русского (славянского) большинства и России как государству. Таким образом, это словосочетание отражает все три ключевые темы, которые Эмиль Паин и его коллеги выявили в дискурсах представителей основных оппозиционных групп, активных в Рунете: продажность верхушки, ксенофобия и антиамериканизм.

Глядя в прошлое: поиски в Google предвещали рост протестных настроений в 2008–2011 годах

Анализ статистики поисковых запросов в Google на вышеуказанное пробное словосочетание принес интересные результаты (см. график 2 в конце текста):

В декабре 2007 года интенсивные антипутинские настроения возникли и распространились в небольшом, но заметном сегменте российского общества, а зимой 2008 года они достигли пика (после назначения Дмитрия Медведева замещающим президентом). В декабре 2007 года Путин утратил свойство «тефлонового президента». Опросы общественного мнения упустили эту перемену настроения, поскольку, согласно их данным, в конце 2007 года удовлетворенность направлением, в котором идет страна, и рейтинг Путина продолжали расти, а в первой половине 2008 года они достигли неслыханных вершин. Однако первый серьезный всплеск поисковых запросов, содержавших словосочетание «Путин еврей», предшествовал развороту в рейтинге Путина и в оценке направления, в котором идет Россия, отраженному в опросах общественного мнения: до начала 2008 года эти показатели неуклонно росли вверх в течение многих лет, а после – стали медленно сползать вниз, и этот спад продолжается уже несколько лет. За всеми тремя наиболее заметными всплесками поиска в Google словосочетания «Путин еврей» (апрель 2008 года, апрель 2011 года и декабрь 2011 года), вкупе с продолжавшимися поисковыми запросами при одном или более стандартном отклонении выше среднего уровня интереса (см. График 2, где средний уровень равен «0»), шесть месяцев спустя последовали крупномасштабные антиправительственные протесты. Недовольство правлением Путина, постепенно нараставшее с 2008 по 2011 год, достигло своего пика между апрелем и декабрем 2011 года. Судя по данным опросов общественного мнения «Левада-центра», яростные антипутинские настроения в 2011 и 2012 годах, скорее всего, разделяли лишь 25–35% россиян, отрицательно относившихся к деятельности Путина на посту президента. Однако, даже если эти настроения разделялись гораздо меньшим сегментом населения, нежели 25–35%, они были повсеместными и достаточно сильными, чтобы вдохновить людей на продолжительные массовые акции протестов. По большей части антипутинские настроения сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, что четко соотносится с поисками ключевых слов во «ВКонтакте», крупнейшей российской социальной сети.

Значение этого зондажа не следует переоценивать. Следует рассмотреть иные правдоподобные варианты контрольных поисковых запросов и уточнить, какой именно уровень изменений в частоте поискового словосочетания сможет с большей вероятностью предсказать уровень антиправительственных протестов, а также, какой вопрос сможет мобилизовать такие протесты. Поисковый запрос, по которому мы провели пробный анализ, также, возможно, не отражает мотивации других типов протеста, особенно массовых забастовок. Тем не менее полученные результаты свидетельствуют, что эта методология отслеживает перепады в протестных настроениях гораздо лучше, чем опросы общественного мнения.

Глядя в будущее 

Поисковые запросы в Google свидетельствуют о том, что сегодня путинскому руководству грозит гораздо меньшая волна общественных протестов, нежели в 2011–2012 годах. Повторение антипутинских протестов масштабов 2011–2012 годов маловероятно, по крайней мере до начала 2014 года. В июне 2013 года, на момент написания этой статьи, частота поисковых запросов словосочетания «Путин еврей» в Google по-русски упала в восемь раз по сравнению с наивысшей точкой количества таких запросов в декабре 2011 года. Частота поисковых запросов словосочетания «Путин вор» – популярного лозунга протестов 2011–2012 годов – упала в десять раз по сравнению с наивысшей точкой количества таких запросов в феврале 2012 года. 

Частота поисковых запросов словосочетания «Путин американский шпион», заданного для проверки отношения к Путину тех, кто исповедует антиамериканизм, – существенный элемент идеологии антиправительственной оппозиции, как это показало исследование Паина, – никогда не достигала достаточного высокого уровня, чтобы быть отраженной в Google Trends. После проведения различных изысканий такого рода можно прийти к выводу, что эмоциональный накал протестных настроений остыл, и понадобится время, прежде чем удастся достигнуть наступательного порыва такой силы. 

Однако рейтинг президента уже более не является тефлоновым. Вновь обретенная стабильность более хрупка, нежели та, что существовала до 2011 года. На первый взгляд это может показаться нелогичным. Поэтому одна из кремлевских стратегий укрепления общественной поддержки Путина в период его третьего президентского срока была направлена на раздувание националистической и патриотической репутации президента путем возложения вины на «козлов отпущения» и криминализации общественного поведения, которое вызывает подозрительность и осуждение у большинства россиян. Примером такого поведения может быть зарубежное финансирование либо проявление гомосексуализма. 

Однако поисковый трафик Google показывает, что такая стратегия может оказаться обоюдоострой. К примеру, введение ограничений на пропаганду гомосексуализма в начале 2013 года сопровождалось значительным количеством поисковых запросов в Google, содержащих словосочетание «Путин гей», и эти запросы продолжаются. Они могут отражать новый источник антипутинского протестного настроения [4]. Его рост мог отчасти быть стимулирован неожиданно большим количеством демонстрантов, вышедших в июле 2013 года на улицы Москвы, когда Кировский суд приговорил к лишению свободы Алексея Навального, известного своей критикой Путина борца с коррупцией.

Хотя нынешний анализ нуждается в более систематичных контрольных проверках, он все-таки помогает выявить контуры российской политической нестабильности, которую иначе замерить невозможно. Крайне важны два вывода. Во-первых, было бы наивно видеть в антипутинских публичных протестах выражение поддержки западной идеи демократии в России. Если они и являются выражением чего-то, то скорее речь идет об этноцентризме, ксенофобии, гомофобии и антизападных настроениях, столь широко распространенных среди российской общественности. Иными словами, россияне будут тем более склонны протестовать против Путина, чем меньше он будет воплощать собой эти настроения. 

Во-вторых, Олимпийские игры в Сочи в 2014 году – событие, которое Путин рассматривает как трамплин, который вознесет его на Олимп истории как почитаемого во всем мире лидера России, скорее всего, станет самым серьезным испытанием политической легитимности первой половины его третьего президентского срока. Путину предстоит незавидная задача достижения равновесия между своим международным статусом и признанием внутри страны. Если Путин внесет поправки в новый закон, запрещающий пропаганду гомосексуализма, и прикажет правоохранительным органам закрывать глаза на нарушения российского закона, запрещающего публичную демонстрацию гомосексуальной символики, которую на Олимпийских играх 2014 года будут демонстрировать ведущие спортсмены планеты, то он будет рисковать утратой своей поддержки среди народа. Если же он будет соблюдать букву и дух нового закона и запретит демонстрировать символику, то он рискует войти в историю как недалекий и отсталый автократ, который уронил престиж России в глазах мировой общественности. 

Как бы там ни было, тщательный анализ поискового трафика интернета сможет обеспечить нас гораздо более чувствительной, чем опросы общественного мнения и другие социологические способы, системой измерения эффективности Путина в поддержании непростого равновесия накануне Олимпийских игр 2014 года.

Примечание 1:

 Evgeniya Lukinova, Mikhail Myagkov and Peter C. Ordeshook. Metastasized Fraud in Russia’s 2008 Presidential Election // Europe-Asia Studies. – 63: 4, 603–621.

Примечание 2: 

Debra Javeline. The Role of Blame in Collective Action: Evidence from Russia // American Political Science Review, February 2003. – 97: 107–121.

Примечание 3:

Паин Э. А., Мохов С. В., Поляков Е. И., Простаков С. А. и Федюнин С. Ю. Этнополитические процессы в зеркале Рунета, 2011 г. (неопубликованная работа).

Примечание 4:

 Дополнительные проверки исключили гипотезу о том, что россияне задавали в поиск словосочетание «Путин гей» с тем, чтобы узнать новости о Путине и законе, направленном против гомосексуалистов. Если бы это было так, то следовало бы ожидать взлета и падения поисковых запросов «Путин лесбиянки». Однако количество таких поисковых запросов было слишком малым, чтобы быть зарегистрированными в Google Trends, тогда как поиски на слова «гей» и «лесбиянка» на русском языке синхронно взлетали и падали с 2004 года. Кроме того, анализ Google Correlate 20 других основных поисковых словосочетаний, соотносимых с «Путин гей», не выявил никаких запросов, связанных с законом и законодательством либо политикой. Однако было несколько запросов, явно имевших отношение к сексуальным наклонностям, а также один запрос, имевший отношение к интернет-сайту, на котором были размещены слухи о сексуальных связях Путина.

График 1. Опросы «Левада-центра» не предсказывают всплеска антипутинских протестных настроений, 2000–2013 годы

Индексы «Левада-центра» можно найти тут.

График 2. Google Trends приблизительно за шесть месяцев предсказал всплеск антиправительственных протестов

Оригинал: Mikhail Alexseev. Beyond the Polls: Google Queries and Public Protest Volatility in Russia. PONARS Eurasia.