Фото: Vasily Fedosenko / Reuters
Министр экономики Белоруссии Николай Снопков официально признал, что ситуация в экономике ухудшается, и не исключил повторения девальвации 2011 года, когда белорусский «зайчик» за полгода подешевел в три раза, а на страну обрушилась гиперинфляция. Проблема все та же: дефицит платежного баланса страны продолжает увеличиваться, и как справиться с проблемой, власти не знают. Традиционные кредиторы Белоруссии – Россия, Китай и МВФ – в ближайшее время новых кредитов республике давать не хотят. Поэтому власть решила выжимать деньги из своих граждан, или, говоря ее языком, «использовать внутренние резервы».
Изгнание из рая
Снопков уже предложил повысить стоимость коммунальных услуг в два раза. По расчетам министра, сейчас белорусы оплачивают только 22% себестоимости коммунальных услуг, и «уровень возмещения», считает он, немедленно нужно поднимать до 50%.
В стране фактически уже начал происходить отказ от бесплатной медицины: поликлиники стимулируют оказывать все больше платных услуг населению и все меньше – бесплатных. В сегодняшней белорусской поликлинике платить приходится и за лекарства, и за шприцы, и за медицинские процедуры. Бесплатными пока остаются только койко-места и питание в медицинских учреждениях.
В сегодняшних белорусских вузах бесплатно высшее образование получает только порядка трети студентов. Стоимость обучения – $1–3 тысячи в год, что довольно существенно для местного населения.
Льготы на проезд у пенсионеров и студентов Лукашенко забрал еще несколько лет назад. Теперь в Минске проезд в троллейбусе стоит 30 центов – дороже маршрутных такси в Киеве. Попутно в стране в два с половиной раза увеличили размеры штрафов для безбилетников.
Социальное государство, которое Лукашенко строил 15 лет своего правления, постепенно распалось за последние два года, кажется, безвозвратно. Об этом президент уже говорит публично, подчеркивая, что теперь белорусы, которых «разбаловало государство» в предыдущие сытые годы, должны уповать «только на самих себя». А государство вместо льгот и гарантий будет обеспечивать их принудительным трудом и борьбой со спекулянтами.
Налог на безработных
31-летний белорусский автомеханик Юрий ремонтирует автомобили клиентов в собственном гараже. Чтобы оставить у него на ремонт свою машину, нужно соблюдать одно важное условие: лично знать механика или попросить друга, который лично приведет к нему своего человека. Незнакомцам Юрий в услугах отказывает: среди них может оказаться налоговик, который накроет его гараж за «нелегальную предпринимательскую деятельность».
С недавних пор в Белоруссии власти преследуют тех граждан страны, кто официально нигде не работает. Людей вызывают на допрос в налоговые органы и уточняют, за какой счет они живут. А наряды милиции проводят рейды по гаражным кооперативам и проверяют, принадлежат ли владельцам гаражей те машины, которые там стоят. Если оказывается, что авто чужое, от владельца гаража требуют заплатить штраф за нелегальное оказание услуг.
Чтобы как-то обезопасить себя, Юрий фиктивно устроился на работу: попросил знакомого предпринимателя оформить его у себя в офисе. Компенсирует ему налоговые отчисления со своего места и доплачивает еще $100 сверху за согласие. Таких ситуаций в Белоруссии сейчас много. На работу сходным образом трудоустраиваются строители-гастарбайтеры, работающие в Москве; контрабандисты, которые вывозят в Польшу спирт и сигареты, а обратно везут бытовую технику, электронику и стиральный порошок; программисты-фрилансеры, которые получают деньги на счет в зарубежном банке.
Скоро у всех этих людей появится дополнительный стимул для фиктивной занятости, потому что с 1 января 2015 года в Белоруссии будет введен «налог на тунеядство». МВД и Министерство по налогам и сборам сформируют специальную базу данных, куда войдут все жители республики в возрасте от 18 до 55 (женщины) и 60 лет (мужчины). Как только кто-то из них уйдет с работы, об этом тут же будут проинформированы соответствующие службы. И проследят, устроился ли человек на работу или продолжает сидеть дома. Если в реестре занятых он так и не появится, гражданину придется платить налог в размере 20 «базовых величин» – на сегодня это порядка $300.
Летом Лукашенко грозил гастарбайтерам принять законы, которые повысят коммунальные тарифы в три-четыре раза для тех семей, где есть хотя бы один неработающий гражданин трудоспособного возраста. Эти семьи он также был готов обязать платить за школы, медицинское обслуживание, хотя для «честных» граждан они останутся бесплатными. И это были не просто слова. Законодатели уже готовят документ. Недавно суть инициативы разъяснял первый заместитель министра труда и социальной защиты Петр Грушник.
Идею о том, что неработающие белорусы должны платить больше за социальные услуги, поддерживают и депутаты. «Если люди не работают, хотя могут, а живут за счет остального общества, то надо что-то с этим делать. И такие примеры тунеядства есть повсеместно», – так логику властей объяснял белорусский депутат Александр Ярошевич.
Отдельный удар готовят и по контрабандистам, которые вот уже несколько лет, сразу после девальвации 2011 года, стали зарабатывать на «экспорте» бензина в собственных бензобаках, а также сигарет и алкоголя. Власти до конца года обещают ввести 100-долларовую пошлину, которую обязан будет платить на границе каждый белорус, выезжающий за рубеж. Поскольку с одной ходки в Польшу или Литву обычно зарабатывают не больше $50–70, бизнес тут же станет нерентабельным. Оппозиция пыталась было провести несколько акций протеста против этого новшества, но власти тут же запретили их еще до того, как политикам удалось собрать хоть каких-то активистов.
Попутно начинают отлавливать безработных в магазинах. В рабочее время в будний день любой наряд ППС может уточнить у проходящего мимо гражданина, кто он такой и почему в рабочее время находится не на рабочем месте. Официально отловом лентяев власти занимались еще в 2011 году, но репрессии продолжаются с тех самых пор. Мой приятель программист, работающий фрилансером на одну западную фирму, даже не ходит до семи вечера в магазин. Если что-то понадобится, просит об этом жену: она в декрете и имеет право сидеть дома. Существование этой проблемы может подтвердить почти любой иностранец, гулявший в будний день по Минску: людей, праздно шатающихся по улицам, почти нет.
Любопытно, что, несмотря на все эти репрессии и публичное признание властями того, что уже почти каждый третий трудоспособный белорус имеет опыт гастарбайтера, Белстат продолжает твердить, что официальный уровень безработицы в стране – меньше 1%. И продолжает падать. Таким образом, власть создала для себя две реальности: одну, с практически отсутствующей безработицей, показывают по телевизору, а против другой, с гастарбайтерами, она борется «андроповскими» методами.