Спикер Госдумы Сергей Нарышкин сегодня собрал в «золотом зале» нижней палаты, который в обычные дни выполняет роль депутатской столовой, лидеров политических партий, экспертов и даже представителя РПЦ. Заседанию «Открытой трибуны» по межнациональным отношениям предшествовало ксенофобское заявление лидера ЛДПР Владимира Жириновского в программе «Поединок» на телеканале «Россия-1», где он призвал ограничить рождаемость среди жителей Северного Кавказа и «оградить территорию Кавказа колючей проволокой». Поэтому с самого начала Нарышкин попросил политиков быть более политкорректными. «Нормы закона о недопустимости разжигания межэтнической и религиозной розни, они одинаково действуют в отношении всех граждан... В этой связи важнее всем нам быть предельно аккуратными и уважительными друг к другу», – сказал спикер Госдумы, не обращаясь ни к кому конкретно, но этого и не требовалось. Все и так поняли, что его слова были адресованы Жириновскому. Нотация спикера Госдумы благоприятно подействовала на лидера ЛДПР. Он впервые за долгое время говорил, не срывался на крик, но, вместо того чтобы извиниться за свою ксенофобскую реплику на телеканале «Россия», зачем-то потребовал ввести цензуру на телевидении: «Зачем мы выносим очень деликатный национальный вопрос на обсуждение в острых дискуссиях? Можно наговорить то, что другим не понравится. Цензура нужна всегда, она всегда была. Есть деликатные вопросы, о которых не говорят». Он заявил, что власть напрасно допускает обсуждение таких вопросов, как межнациональные отношения, в СМИ.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов тоже предложил бороться с национализмом путем цензуры. По его мнению, в России необходимо ввести уголовную ответственность за призывы к расчленению территориальной целостности страны: «В США есть закон, по которому если кто-то заявил, что надо отдать Аляску России, то у этого человека опишут имущество и дадут 20 лет тюрьмы. Иначе, говорят они, завтра от Америки ничего не останется. Думаю, такой закон будет крайне уместен и у нас. А то приходят и говорят: давайте отдадим Кавказ, то по радио предлагают отделить Сибирь, откуда мы получаем 20 процентов ресурсов».
После того как Народное собрание Дагестана обратилось к президенту России с просьбой лишить Жириновского депутатского мандата и возбудить уголовное дело из-за его националистических заявлений, депутат выслушал намеки Зюганова молча. Для того чтобы возродить межнациональный мир между россиянами и представителями «братских народов», лидер КПРФ предложил снимать побольше патриотических фильмов, таких как «Сталинград», «Брестская крепость» или «Легенда №17», вместо того чтобы показывать по всем каналам сериалы про НКВД. Какое отношение названные им фильмы имели к национализму, Зюганов не пояснил.
Но с самой оригинальной инициативой выступил депутат от «Справедливой России» Олег Нилов. Он предложил обучить молодежь Северного Кавказа игре в регби, если из-за футбола между болельщиками постоянно происходят стычки.
«То футболиста избивают всей толпой, и никакой ответственности, никаких
уголовных дел. То флаги жгут, то товарищи камнями друг друга забрасывают, может, нам не нужен такой футбол? Есть другой вид спорта, который недалеко от футбола ушел, замечательный вид спорта, регби называется. То, что надо, для представителей кавказских республик, равных им не будет в мире в этом виде спорта», – огорошил своей инициативой Нилов.
И тут Жириновский, пытавшийся все заседание соблюдать принцип политкорректности, уже не смог промолчать. «Насчет регби. Надо знать национальные особенности, никто в регби играть не будет, там предпочитают борьбу, бокс. Еще керлинг им предложите...» – сказал лидер ЛДПР.
Также депутаты предлагали для решения межнациональных конфликтов открыть в Думе отдельный комитет по делам миграции, ввести обязательный ЕГЭ по истории и официально назвать русский язык «родным языком».
И лишь только приглашенный эксперт из Института законодательства при Правительстве РФ Людмила Андриченко призвала депутатов подумать над тем, чтобы выработать единые для всей страны критерии адаптации мигрантов в российском обществе, чтобы они могли ассимилироваться и не вызывать неприязни. Но для этого нужно менять законы, выделять бюджет, да к тому же идти наперекор мнению большинства ксенофобски настроенных россиян. А это в интересы депутатов явно не входило, поэтому на ее предложение в «золотом зале» Госдумы никто из лидеров фракций не отреагировал. Все обсуждали регби.