Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ
В преддверии 20-летия нашей Конституции президент страны пообщался с преподавателями конституционно-правовых дисциплин российских вузов. Владимир Путин призвал не бояться совершенствовать Основной закон государства и не забывать, что суверенитет России – превыше всего.
Менять Конституцию можно (и даже полезно), но аккуратно (это слово, кстати, звучало на встрече чаще прочих). Главное – чтобы общество созрело:
«Если в конечном итоге это обсуждение (новой главы – о конституционных основах общества. – Slon) приведет к тому, что количество этих предложений перейдет в качество и будет ясно, что общество созрело для каких-то серьезных изменений в тексте (Конституции), можно и на это пойти. Но к этому нужно относиться очень осторожно».
Надо бы вспомнить о предложенной Путиным-премьером схеме, по которой база подзаконных актов разрабатывается до принятия закона, а не наоборот.
«Законодательный процесс действительно нуждается в совершенствовании. <…> Когда поступают поправки из регионов РФ, а потом они убиваются нормотворческой деятельностью правительства, тогда они не имеют смысла».
На случай, если кто забыл: постановления Европейского суда – это хорошо, но суверенитет страны важнее.
«Здесь решение простое: при ратификации всегда возможна оговорка, защищающая суверенитет. <…> Мы знаем, что приоритет отдается ратифицированным соглашениям (международным), но соглашения не должны подписываться, если они противоречат Конституции. Это принципиальная вещь».
Забота о людях – смысл жизни государства, а любому гражданину должно быть комфортно в каждом уголке страны.
«Главная цель, смысл всей деятельности и организация государства заключается в том, чтобы обеспечить высокий уровень жизни людей, качество их жизни вне зависимости от национальности, вероисповедания, места проживания. <…> Русский человек по национальности, где бы он ни проживал – в национальной республике или в традиционно русских территориях – он должен чувствовать себя везде комфортно, так же как и представитель национальной республики», – сказал президент.
И почему-то добавил:
«Когда-то большевики пришли к тому, наследниками чего мы сегодня являемся, исходя из того, что самым главным определяющим фактором любого человека является его классовая принадлежность, а не культура, национальность, этническая принадлежность. И исходили из роли коммунистической партии, из интернационализма. Это было положено в основу государственного устройства и в известной степени перекочевало к нам».
Дифференцированной шкалы НДФЛ в России не будет – по крайней мере в обозримом будущем: очень все это непросто, хоть и справедливо.
«Конечно, это выглядит как гораздо более справедливая форма налогообложения, когда человек, у которого больше доходы и больше имущество, он платит больше. С точки зрения администрирования – решается сложно. <…> Безусловно, мы когда-то должны будем подумать о переходе на дифференцированную шкалу. Но аккуратно здесь нужно делать».
Активное использование иноязычных терминов в речи – свидетельство неуверенности и профессиональной слабости. Проще надо быть.
«Те, кто злоупотребляет иностранными терминами, полагают, видимо, что это автоматически причисляет их к некой более высокой и более цивилизованной касте, принадлежность к которой делает их более значимыми, а их идеи и суждения – более основательными».
Читайте также – Медведев Daily: Конституция у нас молодая еще, можно и поправить →