
В минувшие выходные меня пригласили поработать на форуме «Личность. Образование. Бизнес», который в третий раз проходил в столице Удмуртии Ижевске.
Я, может быть, и не стал бы писать об этом событии, но меня по-настоящему зацепило то, что в Ижевске, как говорится, по-взрослому озаботились созданием собственной работающей стратегии города до 2030 года. В этом, опять же, тоже нет ничего необычного, кроме того, что я реально почувствовал: именно в Ижевске может появиться первая созданная не для галочки живая стратегия города.
Мы все привыкли к тому, что стратегии в России для отраслей, регионов, городов пишутся много и часто. Как это обычно происходит? Тут в зависимости от продвинутости заказчика либо нанимается «своя» контора по написанию умных пустых слов, либо московская/иностранная. После этого проводится презентация с тостами за здравие, а заканчивается, как правило, упокоем написанного на полках в кабинетах того же заказчика. Конечно, если повезет, то подрядная контора сможет написать шедевр, но кроме удовольствия от чтения и разглядывания картинок мы редко что-то получаем. Надеюсь, что исключения будут нам попадаться чаще.
Все это заставило меня много раз задуматься в течение уик-энда о стратегировании и поделиться некоторыми своими мыслями.
Что нужно сказать о жанре подобного творчества, что называется, на берегу?
Во-первых, стратегия – это работа не с продленным настоящим, ну, то есть с тем, что происходит сегодня и как бы будет происходить завтра, а с будущим. Разница принципиальная в том, что продленное настоящее уже наступает, оно так или иначе сформировано сегодняшним днем. Будущего же, как известно, не существует. Пример очень простой: город Ижевск точно будет жить в 2030 году. А вот станет он городом-миллионником или нет – это уже вопрос. Это уже территория будущего и предмет стратегирования.
Во-вторых, будущее – это сложение трех стихий: истории (прошлое через настоящее влияет на будущее), наложения векторов человеческой воли и случайностей (последнее иногда называют языком бога). Первое мы можем учитывать, к третьему – готовиться, а управлять и воздействовать способны только на второе – на наши усилия и действия других заинтересованных участников. Именно для этого, и ни для чего другого, и нужны стратегии.
И здесь появляется третий аспект: чтобы реализовать самую прекрасную стратегию, учитывающую все на свете, нужно договариваться, а с этим в нашей стране много отдельных самых разных вопросов.
Однако, повторяю, есть и хорошие примеры. Поэтому вернемся к Ижевску.
Итак, первый шаг сделан: и власти города, и городское сообщество, и местный бизнес пришли к тому, чтобы сформировать и, надеюсь, реализовать самую эффективную городскую стратегию. Что бы я посоветовал сделать дальше?
1. «Объективная реальность, данная нам в ощущениях». Нужно пройти, что называется, нулевой цикл. Грубо говоря, согласиться с вызовами и действительностью нынешнего дня, которые можно описать несколькими формулировками:
– современный город должен быть удобным для жизни, работы, творчества, самореализации и саморазвития;
– в город должны приезжать новые люди для работы, творчества, временного или постоянного проживания;
– при всей важности и востребованности современного индустриального развития нужно создавать условия для становления новой (инновационной, креативной) экономики;
– культура, достопримечательности, образование, безопасность, внешний облик города и др. являются элементами инвестиционной привлекательности и факторами экономического развития;
– город должен быть готов конкурировать с другими (близкими и дальними городами) за жителя, инвестора, туриста, а также за деньги, новые рабочие места, внимание;
– город должен быть точкой притяжения для окружающей его территории;
– городом управляют не городские власти, а местное сообщество и др.
Есть еще один аспект, с которым, я считаю, надо изначально согласиться: Ижевск на перспективу в 2030 году должен быть городом-миллионником, и никак иначе. Это отдельная задача, не столько количественная, сколько качественная. Без перехода Ижевска в высшую лигу российских городов (их сейчас 15) его, как планету Фаэтон, разорвут соседи – пять городов-миллионников, находящиеся рядом: Нижний Новгород, Екатеринбург, Пермь, Казань и Уфа. Сейчас в Ижевске проживает 630 тысяч человек, задача преодолеть планку в миллион вполне решаема.
Это, что называется, азы, «дано» в условиях задачи, с чем, как мне кажется, Ижевск уже согласился, что было так или иначе понятно на прошедшем форуме.
2. «Витязь на распутье». Описание того, где город находится, с точки зрения основной занятости населения, вклада тех или иных отраслей экономики в валовый региональный продукт и т.д. Отдельно важно прописать предпосылки появления и развития новых конкурентоспособных отраслей и форм занятости. Все эти задачи решаются через SWOT-анализ (сильные – слабые стороны + угрозы – возможности), что действительно прекрасно могут сделать нанятые внешние консультанты. Что они еще могут сделать, так это то, что к выявленным в результате анализа возможностям приложить кейсы, отработанные методики, схемы работы, чтобы не изобретать велосипед, а пользоваться глобальным интеллектом. Если город хочет, например, создавать образовательный кластер мирового уровня, то, что делать для начала, в общем-то понятно, и не надо по образу и подобию того же «Сколкова» наступать на разного рода грабли.
3. «Сага о форсайтах». Первые два пункта – как говорят математики, это необходимые условия. Теперь поговорим о достаточных. Результаты SWOT-анализа необходимо использовать для общегородского форсайта, чтобы ответить на вопросы, куда идем и куда заворачиваем. Если эксперт может рассказать о возможностях, которые, в принципе, есть у города, то только сами городские сообщества могут ответить на вопрос, готовы ли они это делать, и если готовы, то нужно об этом договориться. Все это вполне решаемо на форсайт-сессиях, и успешные форсайты в нашей стране уже проводились.
Самые важные ответы, которые можно получить на форсайте, – это уникальные направления развития, применимые исключительно к Ижевску, которые могут быть именно в нем реализованы. Чтобы было понятно, нужно получить ответ на вопрос: какую уникальную федеральную или международную услугу может оказывать тот или иной город? При этом рынок пользователей этих услуг должен быть если не глобальным, то точно по объему превышающим сам город. Кстати, в России, пожалуй, только три города имеют очевидные федеральные услуги: Москва, Санкт-Петербург и Сочи. Какие-то попытки делаются в Казани, Екатеринбурге, делались в Перми, но пока до осознания рынком ценности этих услуг далековато. При этом конкурентоспособный город уж точно должен понимать, для чего он нужен всей остальной стране и миру. Мне представляется, что есть целый пласт российских городов, которые просто в силу своего географического расположения и истории могут при желании сформировать и успешно продвигать свои уникальные федеральные и международные услуги. К ним относятся, с одной стороны, пограничные Калининград, Ростов и Владивосток, а с другой – города с историческим предназначением типа Нижнего Новгорода или Ижевска. И здесь, что называется, надо просто собраться.
Такие услуги могут сформироваться как из самых разных проблем, так и из конкурентных преимуществ. Например, в тех же пяти городах-миллионниках, расположенных недалеко от Ижевска, есть несколько федеральных и национальных исследовательских университетов, что ставит вузы Ижевска заведомо в непростое положение. И это обстоятельство позволяет развивать новые формы образования, в том числе интернет-вуз и т.д. Другой пример: недалеко от Ижевска находится порт – самая восточная точка, в которую по Каме из Волги могут заходить круизные суда «река – море», что позволяет освоить весь рынок речных круизов для жителей Урала, а это несколько сот тысяч туристов в год со всеми вытекающими последствиями.
Отдельно нужно взглянуть на всемирно признанные бренды Удмуртии: «Чайковский» и «Калашников». И здесь открывается еще масса возможностей, в том числе синергетических. Так, новый аэропорт в Ижевске необходимо назвать именем Петра Чайковского, а арт-кластер в центре города – именем Михаила Калашникова и т.д. Не будем забывать про исторический путь Ижевска (мастеровые, оружейники, ремесленники) и про национально-культурную составляющую Удмуртии.
4. «Городской романс». После всех подобных актов творчества начинается самое интересное: а как договориться, чтобы реализовать стратегию? И здесь лучшим способом является заключение общественного договора о реализации данной стратегии между городскими сообществами, бизнесом и политической элитой непосредственно перед городскими выборами. По сути, стратегия должна стать политической программой для городских властей. А как быть, если выборов в ближайший год нет? Ну, во-первых, подготовка стратегии займет как минимум год, а во-вторых, ничто не мешает начинать работу уже сейчас. Здесь самое важное – прописать ответственность каждой из сторон с обязательным KPI для городских властей.
Понятно, что подводных камней на этом пути много, но я, честно говоря, не вижу непреодолимых препятствий для того, чтобы получилось в Ижевске, да и не только в Ижевске.