Свежие статистические данные Росстата – как рекомендация от туроператоров: куда не стоит ездить в России. Оказывается, в нашей стране есть целые регионы и чуть ли не федеральные округа, где жители в два раза чаще, чем в среднем по России, умирают не из-за проблем со здоровьем или из-за старости, а в результате отравлений алкоголем, самоубийств, убийств и ДТП. Как правило, чем дальше от Москвы, тем опаснее. В числе регионов, на гербах которых можно нарисовать череп и кости, Республика Тыва, Алтай, Бурятия, Хакасия, Чукотский и Ненецкий автономные округа и Амурская область. Здесь с начала 2013 года на 100 тысяч населения пришлось более 200 смертей по неестественным причинам, тогда как в среднем по России от рук бандитов или пьяных водителей умирали вдвое реже. В два раза выше в этих регионах и уровень самоубийств. В Республике Алтай по собственной воле ушли из жизни более 70 человек из 100 тысяч местных жителей, в Бурятии и в Забайкальском крае – по 60 человек, а в Ненецком округе – более 50. В то время как в большинстве регионов на самоубийство идут не более 20 человек на 100 тысяч. Другие регионы догоняют эти аномальные области разве что по отдельным показателям. Так, к примеру, Владимирская область в этом году выбилась в число лидеров по уровню смертельных отравлений алкоголем. Здесь по этой причине погибли более 30 человек на 100 тысяч жителей.
В списке самых благополучных регионов оказались Чечня, Ингушетия, Дагестан и Москва.
Заместитель директора Института демографии Высшей школы экономики Сергей Захаров в интервью Slon связал эти цифры с количеством спиртного, которое потребляют в разных регионах России:
Высокую смертность в отдельных округах страны ученые подметили еще с 70-х годов прошлого века, когда как раз и доказали, что смертность на севере и востоке страны выше, то есть там, где выше потребление алкоголя, а труд – тяжелее. При этом социальная инфраструктура там неразвита. В результате из-за высокого уровня потребления алкоголя в этих регионах выше и уровень самоубийств, убийств и количество ДТП. И пока эту статистику власти не в состоянии изменить.
Кроме того, доказаны социально-психологические проблемы некоторых малочисленных северных народов, таких как тувинцы, буряты, якуты, проживающих в этих республиках. Они компенсировали потерю традиционных форм жизни и заработка тем, что все больше пили. Алкоголь в результате наносил и наносит очень сильный урон их численности.
При этом количество смертей от внешних причин связано даже не с уровнем дохода местных жителей, а скорее с тем, как люди зарабатывают и на что тратят свое свободное время. К примеру, в России смертность людей с высшим образованием гораздо ниже, чем среди людей со средним образованием. Более того, мужчины с высшим образованием живут в России столько же, сколько живут в среднем французские мужчины. И хотя российские интеллектуалы тоже пьют, но не напиваются до того, чтобы упасть под колеса автомобилей, и не вступают в рискованные драки.
Что же касается низкого числа смертей в Северо-Кавказском регионе, то там просто не пьют по религиозным причинам. И, соответственно, не садятся пьяными за руль. Та же тенденция отмечена и в других мусульманских регионах страны, таких как Татарстан или Башкирия. А в Москве низкий уровень смертности связан скорее с высоким уровнем образования населения. Здесь люди работают не на заводах или в шахтах, а на производствах, которые предполагают достаточно высокий уровень квалификации и образования. Даже если люди работают посудомойками и уборщицами, они не могут себе позволить приходить на работу пьяными из-за очень высоких требований к качеству труда.
Но в целом только сейчас продолжительность жизни в стране едва-едва вышла на уровень середины 60-х годов. В нашей стране продолжительность жизни сильно коррелирует с потребляемым в стране алкоголем.
Источник: Росстат