Фото: EPA / ИТАР-ТАСС
3 декабря возле Верховной рады было много странного. В динамики громко, заглушая рев машин, кричала музыка. Во дворе парламента – сцена. Возле нее – несколько сотен человек с символикой Партии регионов. Почти праздник, если бы не оцепление, десятки автобусов силовиков, перекрытая улица и крики тысяч людей, которых остановили на подходах к зданию. Голоса митингующих с Майдана перекрикивала музыка.
Власть сделала все, чтобы депутаты не видели и не слышали тех, кто пришел под Раду требовать отставки правительства Николая Азарова. Голосов для этого не хватило. Президент улетел в Китай. Депутаты разъехались. Лидеры оппозиции вернулись на Майдан. Вопрос дня: что дальше? Пока все ищут ответ, власть начала репрессии против участников протестов. Можно было бы сказать – по-путински жестко, но на самом деле это Янукович-стайл. Таково лицо украинской власти, и если оппозиция этого еще не поняла, страна обречена.
У лидеров нынешнего Майдана немного четких планов. Но главным из них была отставка правительства. Для этого в Раде требовалось собрать простое большинство, но оказалось, не такое оно и простое. Оппозиционеры заручились всего 186 голосами при необходимых 226. Один из них дал член фракции ПР. Что случилось с теми регионалами, которые заявляли о несогласии с силовым разгоном Майдана и отказом от евроинтеграции? В кулуарах Рады говорили разное. Одна из версий: от демарша депутатов отговорил главный переговорщик с Радой, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Андрей Клюев. Дескать, разные группы влияния внутри партии власти договорились и решили все оставить как есть (больше об этом конфликте читайте здесь).
На распри внутри Партии регионов многие действительно рассчитывали. Почти все депутаты входят в сферу влияния олигархов либо членов так называемой Семьи. При желании первые могут с легкостью выдернуть своих, заставив проголосовать за нужный законопроект. Но на этот раз отставка Азарова оказалась им не нужна. Возможно, это компромисс во внутренней борьбе. Возможно, воля Януковича. Главное – тактически оппозиция проиграла. Она требует ухода президента и премьера, но не знает, как это сделать. Краткосрочных целей «стояния» больше нет, а до президентских выборов в 2015-м вряд ли кто-то дотянет.
Власть это понимает и, в отличие от оппозиции, действует быстро. Троих участников протестов суд уже посадил в СИЗО на 2 месяца. И это только начало. Открыты десятки уголовных дел. Людей, побитых силовиками под администрацией президента, власть силой удерживает даже в больницах, где на скорую руку, с понятыми бомжами, составляет протоколы. Силовиков, которые разбивали головы студентам на Майдане, не трогают. Акция устрашения имеет эффект. Многие пишут в Facebook, что суды и СИЗО пострашнее дубинок «Беркута».
Что с этим делать? Как помогать задержанным и арестованным? Вариантов мало. При нынешней судебной системе никто – ни лучшие адвокаты, на западные правозащитники – практически ничего не сможет сделать. Если власти понадобится, любой украинский суд докажет, что когда несколько силовиков ногами избивают 20-летнего студента – это необходимая самооборона. А Янукович, как это повелось, будет улыбаться в камеру и рассказывать, что он бессилен перед независимой судебной властью.
Так будет и в 2015-м, и к этому должна быть готова оппозиция. При нынешних рейтингах выиграть выборы Янукович сможет только с помощью массовых фальсификаций. Власть будет засылать на участки «титушек», блокировать работу избиркомов, суды – выносить нужные решения. И это все опять будет сугубо в правовом поле. Президент будет кивать и улыбаться.
Что делать тогда? В 2004-м Ющенко помог справиться Майдан, юристы, международное давление, западные переговорщики и Кучма. Последний – тем, что ушел без войны. Янукович так не сделает. Он никогда не скрывал, что не простит Кучме капитуляцию перед «оранжевым» Майданом. К тому же слишком много дел «семейных» могут стать делами уголовными. Слишком много нынешних чиновников рискуют занять место Тимошенко. Они об этом знают и будут держаться за власть до последнего. Если дойдет до края, Янукович проигнорирует мнение Запада – изоляция лучше тюрьмы. В конце концов, ему и в Межигорье живется неплохо.
Шансом для оппозиции в 2015-м смогут стать недовольные властью олигархи. Сейчас они договорились, но времени для новых конфликтов много. Петр Порошенко уже перешел на сторону оппозиции, и он наверняка не последний. Олигархи – это сотни тысяч человек, парламент и деньги. Если они – Ринат Ахметов, Дмитрий Фирташ, Виктор Пинчук и т.д. – окончательно решат менять власть, то шансов в 2015-м будет больше.
Главная загвоздка – оппозиционер, с которым они договорятся, а им, вероятно, будет Кличко: станет такой же пешкой в их руках, какой на первых порах был Янукович. Реформы рискуют заглохнуть, люстрация власти – провалиться. Людей олигархов придется пристроить на хорошие места, а это опять суды, Рада, кабмин.
Впрочем, сценариев на 2015-й много. Власть не зря сейчас показывает, что готова раздавить любой протест и несогласных. Не в последнюю очередь эту демонстрацию устроили и для крупного бизнеса. Когда (если) Майдан мирно разойдется, регионалы переловят активистов по одному и посадят в тюрьму. Министра внутренних дел при этом показательно не тронут, дескать, припасем такого парня на президентские выборы, еще пригодится. Испугаются ли олигархи – вопрос. Будет ли страшно людям – скорее нет. Им терять почти нечего.
Но чтобы в 15-м кто-то вышел на улицы, оппозиции нельзя терять нынешний Майдан, нельзя бросать арестованных активистов. Для нее сегодняшние митинги – такая же демонстрация силы, как для Януковича. Пока сила только за народом, а должна быть и за Кличко с Яценюком. Законных инструментов борьбы с властью мало. Но оппозиция может сложить мандаты и добиться роспуска Рады. Да, шансов выиграть выборы у оппозиционеров не так много. Слабое место – мажоритарка, благодаря которой регионалы получили в Раде большинство. С другой стороны, пока электорат оппозиции мобилизован, и этим можно воспользоваться. Даже за то время, пока будет идти кампания, народ не остынет. Суды над активистами Майдана будут подогревать желание голосовать против власти. Многие сейчас готовы биться за свои голоса.
Пока о таком сценарии оппозиция не говорит. То ли не уверена в своих силах, то ли депутаты просто не хотят расставаться с мандатами, которые во всех смыслах стоили им дорого. Но времени думать немного. Люди готовы мерзнуть на Майдане, но им нужна хоть какая-то цель, хоть какой-то инструмент борьбы. Если оппозиция его не предложит, отчаявшиеся митингующие поедут по домам, и никто не гарантирует, что к 2015 году они забудут об этом и вернутся.