Фото: ИТАР-ТАСС / Станислав Красильников
Уже в среду Госдума примет проект президентской амнистии во втором чтении. Таким образом, первые осужденные могут выйти из тюрем уже на этой неделе. Но в число счастливчиков, очевидно, не попадут ни «узники Болотной», ни экологи «Гринпис». С них будет снята судимость только после оглашения приговора суда. Сегодня думский Комитет по уголовному и гражданскому законодательству рекомендовал принять президентский проект амнистии в первом чтении уже во вторник, и во втором – в среду.
На доработку документа у депутатов Госдумы будет всего полтора часа. Судя по всему, принципиальное решение о том, как будет выглядеть итоговая версия президентской амнистии, уже принято. К среде из постановления могут исключить статьи, позволяющие отпустить на свободу педофилов, террористов и тех, кто превышал должностные полномочия.
Коммунист Борис Кашин предложил включить в число амнистируемых и всех фигурантов так называемого «болотного дела». «Государству нужно пойти на встречу и проявить гуманизм, дав оценку тем, кто вышел на Болотную площадь. Тем более что действия протестующих были абсолютно мотивированы. Изображать несчастных работников милиции, которые якобы столкнулись с толпой криминала, это значит показывать, что власть совершенно глуха к мнению людей. А сейчас делается вид, что у нас не было нарушений на выборах, а какие-то криминальные элементы подняли бузу. Надо сводить эти два проекта в один и амнистировать этих людей, как это было в 1994 году. Сейчас власть просто подставляется под критику», – сказал Кашин.
Во время обсуждения в зале находились и члены президентского Совета по правам человека, готовившие первый проект широкой президентской амнистии. Но им так и не дали слова. Их предложения к проекту амнистии поручили озвучить депутату от фракции «Справедливая Россия» Дмитрию Гудкову. Он предложил убрать из проекта постановления упоминание о том, что под амнистию не могут попасть те, кто злостно нарушал порядок содержания в исправительных учреждениях. Депутат считает, что эта оговорка дает слишком широкие полномочия администрации тюрем. Также Гудков сказал, что необходимо распространить действие амнистии на всех, кто находится под уголовным преследованием, включая тех, кого обвиняют в хулиганстве, как экологов «Гринпис», и в участии в массовых беспорядках, как некоторых фигурантов «болотного дела». Президентский проект постановления не предполагает, что они смогут освободиться от уголовного преследования только после того, как им будет вынесен обвинительный приговор. И это притом, что сама амнистия будет действовать полгода.
Павел Крашенинников ответил, что независимо от того, когда им будет вынесен приговор, осужденные по всем статьям, которые упоминаются в амнистии, смогут выйти на свободу. Так как проект постановления в отличие от законопроекта, пообещал депутат, будет иметь обратную силу.
Гудков в ответ потребовал включить в число амнистируемых и обвиняемых в применении насилия к представителям власти. Депутат уверяет, что эта статья часто принимается для преследования политических активистов, которых «обычно сажают». Именно в применении насилия либо в угрозе применения насилия в отношении представителей власти обвиняют 14 фигурантов «болотного дела».
Крашенинников в ответ ничего обещать не стал. В разговоре с журналистами он только заметил, что среди фигурантов этого дела есть и те, кто просто находился на Болотной площади, и их вообще привлекать к ответственности не надо, те, кто бил полицейских бутылкой по голове, и те, кто совершил хулиганство. «И писать, что ее надо распространить на всех, не совсем правильно, наверное, будут точечные поправки. Вообще же я хочу сказать, что амнистия должна распространяться и на тех, кто сидит, и на тех, кто под следствием. Это классика. Но из классики могут быть исключения», – сказал депутат. С уверенностью он смог сказать лишь, что под амнистию не попадут те, кто был осужден за использование служебного положения с применением насилия, за сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних и за террористические статьи.
Таким образом, под амнистию не попадут ни полицейские из ОВД «Дальний» в Казани. В марте 2012 года они были осуждены на 2 и 2,5 года после того, как от их пыток бутылкой из-под шампанского скончался задержанный Сергей Назаров, ни оппозиционеры Сергей Удальцов и Леонид Развозжаев.
Всего же благодаря амнистии из российских тюрем, по данным депутатов, смогут выйти только три тысячи человек, большинство из которых – беременные женщины, женщины с маленькими детьми, пенсионеры и сотрудники правоохранительных органов, совершившие преступления небольшой степени тяжести. Еще семь тысяч человек будут освобождены от судебного преследования до приговора суда.