Виктор Янукович и Владимир Путин. Фото: Sergei Karpukhin / Reuters
Владимир Путин и Виктор Янукович договорились о выделении Украине $15 млрд из российского Фонда национального благосостояния и заметном снижении цены на газ. Россия обхитрила «братскую» Украину, чтобы не ушла к другому, то есть в ЕС? Но не обхитрил ли Янукович Путина и не обернется ли российская геополитическая победа над Украиной очередной пустой благотворительной акцией за наш счет? Ответ зависит от того, достигнуты ли по итогам переговоров скрытые от общественности договоренности. Создается впечатление, что о реальных итогах мы узнаем несколько позже, возможно, на большой пресс-конференции Владимира Путина. Однако существо истинного торга и так лежит на поверхности.
Итак, главное – интеграция в Таможенный союз. Официально
Сейчас Россия упорно идет в направлении тех же «граблей». Путин, судя по его заявлению в рамках Послания Федеральному собранию, согласился с присоединением Украины к Таможенному союзу «в любом формате». Это серьезная уступка Кремля, сделанная, кстати, не Виктору Януковичу, а Евромайдану. В Москве прекрасно понимают, что подписание Януковичем документов о вступлении в ТС – это прямая дорога к «революции 2.0». Цена дешевого газа в данной ситуации может оплачиваться договоренностью об отложенном присоединении Украины к ТС, что может носить пошаговый характер. Сначала в виде формата «3+1» (Украина получает статус наблюдателя при ТС), как предлагал Киев, а затем и полноценно. При этом надо всегда держать в голове, что все, что Россия предпринимает сейчас и последние годы в отношении Украины, направлено исключительно и только на «присоединение» Украины к Таможенному союзу. Остальное – это вопрос выбора пути к своей цели.
Янукович не мог сейчас говорить о ТС по двум причинам: это станет вторым «ледяным душем» для ЕС, который уже испытал это на себе в конце ноября. И второе – это Евромайдан, который почему-то никак не хочет рассасываться. Поэтому, о чем договорились Путин с Януковичем, мы, скорее всего, узнаем с некоторым запозданием.
А дальше все становится на свои места. Если Янукович в силу уважительных причин не может интегрироваться в ТС здесь и сейчас, то и снижение цены на газ будет «условным». Ведь в чем суть газовой проблемы? В том, что Украина не просто не хочет платить дорого, но и борется за гарантии сохранения адекватных цен в будущем. Иными словами, Киев уже три года пытается снять удавку со своей шеи. Газовые контракты, подписанные Юлией Тимошенко в январе 2009 года, действительно носят кабальный характер: формула ценообразования прописана так, что российский газ обходится Украине дороже, чем для Европы. И эта удавка накинута на шею Украины до 2019 года. Януковичу, сразу после избрания, удалось добиться скидки в $100 за тысячу кубометров взамен на продление аренды базы Черноморского флота. Однако эта тактическая победа оказалась стратегическим проигрышем. Москва Киев надула. Смешно вспоминать, что президент Дмитрий Медведев после подписания контрактов с Тимошенко говорил, что цена на газ для Украины вскоре может снизиться в 2–2,5 раза (из-за возможного падения цены на нефть). Однако она поднялась с $360 почти до $500 за тысячу кубометров (не считая «дружеской скидки», предоставленной в рамках «харьковских соглашений»).
В России решили, что пересмотра контрактов не будет до тех пор, пока не подписано соглашение о вступлении Украины в ТС. Причем у России тут позиция сильного: кто бы ни был главой Украины, у Кремля сохраняется мощный рычаг давления на бюджетную ситуацию. Пока, в качестве предварительного жеста доброй воли, Киеву предоставлена очередная скидка, которую, в отличие от контракта, можно и отменить. Ассоциации с ЕС? Завтра газ снова будет стоить $500. Не платите? Отключим. Воруете? Ускорим строительство «Южного потока», выставим многомиллиардной счет, да еще и поддержку замерзающей Европы получим – там сразу поймут, как ошибались насчет претензий к «Газпрому». Вероятно, именно так и рассуждают в Кремле. Тогда газотранспортная система Украины превратится без российского газа в «зарытый в землю металлолом», о чем Путин уже высказывался.
Ну а покупка украинских евробондов на $15 млрд – это «плата за вход». Вероятно, за эту помощь Януковичу придется прибавить гибкости в теле, блефуя с ЕС (вероятно, с высочайшего разрешения «старшего брата»), причем так, чтобы сгладить противостояние с Евромайданом (важность этого хорошо понимают в Кремле), но при этом ни в коем случае не взять на себя никаких обязательств по евроинтеграции.
И Янукович, скорее всего, с этими обязательствами справится. С двумя «но». Первое – это позиция Запада, который может (чисто гипотетически) помахать перед носом украинского лидера парой десятков миллиардов, и разворот Киева в сторону ЕС будет решительным и бескомпромиссным. Просто пока у российских конкурентов за влияние на постсоветском пространстве не так сильна мотивация. Украина оказалась нужна только России, готовой доказать это рублем. Второе «но» – это слишком сильная «европейская мечта», альтернативу которой Москва предложить не в силах. Против лома нет приема: против «революции» тоже. Эти два фактора могут легко и быстро обесценить все «инвестиции» России в Украину, которая в один прекрасный день может пересмотреть свой евразийский курс, махнув рукой на обещания Путину. В Кремле тоже должны понимать, что для достижения своих геополитических целей у России осталось не так много времени – до 2019 года. Когда же газовые контракты прекратят свое действие, уже ничто не будет удерживать Украину от европейской интеграции.