Согласно официальным данным ЦБ РФ, на конец 2012 года накопленные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) из России на Кипре составили $152 млрд. Также в лидерах по инвестициям – Нидерланды и другие офшоры. Но понятно, что эти страны являются промежуточным пунктом инвестиций, а вовсе не конечным. Куда же идут деньги на самом деле?
По версии Центра интеграционных исследований (ЦИИ) Евразийского банка развития (ЕАБР) реальный показатель прямых инвестиции России в Кипр – $100 млн. Примерно столько остается на этом острове, а остальное уходит в другие страны. Об этом говорится в отчете «Мониторинг прямых инвестиций Беларуси, Казахстана, России и Украины в странах Евразии» (МПИ-Евразия), в основу которого легла база данных по 316 сделкам и проектам, подразумевающим российские прямые инвестиции.
Авторы доклада полагались на открытые источники – публикации в деловых журналах, интернете, пресс-релизы компаний, а также на опросы экспертов. В итоге методология ЦИИ учитывает не страну – первого получателя инвестиций, а конечный пункт назначения. То, что Кипр – любимый офшор россиян, не секрет, но то, что разница между официальными данными и реальными вложениями в Кипр составляет 1500 раз – «внушает»! Хотя такое колоссальное расхождение может быть связано с тем, что в отчете не учитывались незначительные инвестиционные проекты и вложения в недвижимость – все это также могло занизить оценку ЕАБР по сравнению с официальной.
Накопленные в Германии российские инвестиции по методике МПИ-Евразия и по оценке ЦБ различаются в три раза: $3,7 млрд против $9,1 млрд. В случае Италии, напротив, официальная цифра ниже: $6,3 млрд – по оценке МПИ-Евразия, $1,6 млрд – ЦБ РФ). Стало быть, Италия часто становилась последней точкой «путешествия» капиталов.
Несмотря на не вошедшие в отчет данные и условность оценок, отчет ЕАБР позволяет оценить масштабы офшоризации российских денег в европейских юрисдикциях.